Рок против марок Деятели шоу-бизнеса предлагают собирать с пиратов роялти

Деятели российского шоу-бизнеса отправили письмо премьер-министру Михаилу Касьянову с предложением оригинальной схемы решения проблемы аудио- и видеопиратства. Музыканты и продюсеры предлагают взимать обязательный "авторский сбор" с любого продающегося в России CD или DVD-диска - независимо от того, пиратский он или официальный. Оппоненты утверждают, что таким образом деятели шоу-бизнеса фактически легализуют пиратство.

Среди подписавших обращение - музыканты Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Александр Кутиков, Владимир Рекшан, художник, музыкант и основатель движения митьков Дмитрий Шагин, продюсеры Андрей Тропилло и Вячеслав Тюрин, телеведущий Дмитрий Дибров, музыкальный критик Артемий Троицкий и другие.

Авторы послания перечисляют недостатки системы идентификации легальной продукции, предусматривающей наклеивание так называемых голографических марок, которая может обрести силу закона уже в начале следующего года. По их мнению, введение марки ущемляет права авторов и исполнителей.

Вместо этого подписавшиеся под письмом предлагают ввести в России институт роялти (общероссийского "авторского сбора"). Этот механизм предполагает взимание 20% от розничной цены при продаже любых дисков - как лицензионных, так и пиратских. Эта сумма должна пробиваться отдельной строкой в чеке кассового аппарата. Такую меру предлагается ввести сроком на пять лет. По расчетам авторов письма, она поможет вернуть в легальный оборот $100 - 150 млн в год.

Эти деньги должны пойти в федеральный фонд роялти, который будет выплачивать вознаграждения правообладателям. По мысли авторов, аналогичный подход можно применить и к другим объектам интеллектуальной собственности - базам данных, играм, книгам и художественным произведениям. По словам директора по спецпроектам агентства "Кушнир продакшн" Владимира Рудницкого, подобный механизм существует в Италии, а ранее был и во многих европейских странах.

"Борьба с пиратством - дело абсолютно безнадежное", - утверждает один из авторов письма, музыкальный критик Артемий Троицкий. По его словам, покупательная способность россиян гораздо ниже, чем у европейцев, а пиратские диски производятся на огромных фабриках, которым покровительствуют местные власти и руководители ВПК. "Вместо того чтобы фанатично предаваться борьбе с пиратством, лучше пойти на частичные компромиссы, чтобы была какая-то польза от деятельности пиратов или хотя бы чтобы уменьшить вред", - считает Троицкий.

Правительственные чиновники и представители отраслевых ассоциаций встретили предложения музыкантов в штыки. "Мы категорически против подобного рода новаций. Действовать надо путем совершенствования законодательства и правоприменительной практики", - говорит начальник управления средств массовых коммуникаций Минпечати Петр Поройков.

По его мнению, предлагаемая система несостоятельна с юридической и с организационной точек зрения. "Она предоставляет пиратам своего рода индульгенцию, по сути, целью предложения является легализация контрафактной продукции, когда каждый может платить 20% цены и выпускать что угодно без согласия создателей произведения, - говорит Поройков. - Не говоря уже о том, что идея неосуществима на практике, поскольку сегодня большинство точек продаж пиратских дисков не используют кассовые аппараты и не выбивают чеки".

Региональный директор московского офиса международной ассоциации производителей фонограмм (IFPI) Игорь Пожитков также считает, что инициатива музыкантов приведет к легализации контрафактной продукции. "Никакие "эффективные схемы" не должны нарушать действующее законодательство и права производителей", - говорит он. Он сравнивает это предложение с инициативой вносить в ГИБДД определенную сумму за все угнанные автомобили с тем, чтобы распределить эти деньги среди прежних владельцев и не заниматься поиском угонщиков.

Ответственный секретарь комиссии по безопасности информационного рынка Совета предпринимателей при мэре и правительстве Москвы Олег Яшин считает идею с введением института роялти практически нереализуемой. Кроме того, он предвидит резкий протест международного сообщества против фактической легализации пиратства.

Но и марки Яшин считает неэффективным инструментом. "Пиратов это устраивает. Они готовы клеить марки, - говорит он. - Существует печальный опыт внедрения марки на Украине и не совсем удачный опыт марки в Москве. Понятно, что музыканты выступают против марки. В борьбе с пиратством она не сильно помогает, но создает существенные сложности правообладателю". Поройков из Минпечати с этим не согласен. "Более эффективного механизма наведения порядка на аудиовидеорынке никто не предложил", - утверждает он.

Александр Борейко

Майкл Джексон против "Руссобита"  »
Юридические статьи »
Читайте также