Шаг к налоговой реформе Правительство пытается найти компромисс в снижении налогового бремени.

Вчера у первого замминистра финансов Сергея Шаталова состоялось заседание рабочей группы по вопросам налоговой реформы, в которой участвовали замминистра экономразвития Аркадий Дворкович, замминистра по налогам и сборам Наталья Аристархова и другие. Эта встреча одна из последних в преддверии заседания правительства 6 февраля, на котором премьер-министр Михаил Касьянов будет обсуждать направление налоговой реформы и меры по ее реализации в 2003-2005 годах.

Между тем вчера у Шаталова основное внимание было уделено НДС. Как известно, МЭРТ предлагает радикально снизить его ставку. Так, Дворкович утверждает, что ежегодный промышленный рост в 4% дает возможность бюджету снижать НДС на 1% в год с нынешних 20 до 15%. При этом снижение можно начать с будущего года. По мнению же Шаталова, НДС можно снижать без потерь для бюджета до 17,5%. Для этого нужно отменить все льготы и пониженную ставку в размере 10%. Само снижение можно начать не раньше 2005 года.

Более ясной стала вчера ситуация с системой налогообложения сельхозпроизводителей. Эту тему Сергей Шаталов отдельно обсуждал с вице-премьером, министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым. Рассматривалось два варианта. Первый из них предусматривает для всех сельхозпроизводителей изменение единого сельхозналога, который действует с 1 января 2002 г. Дело в том, что этот налог уплачивается с гектара земли и платится раз в квартал. Вводить этот налог должны были регионы, но, кроме Алтайского и Краснодарского краев, никто этого не сделал. По словам Шаталова, единый сельхозналог может заменить ныне существующие единый социальный налог, налог на прибыль, налог на имущество, а также транспортный налог. При этом налог на землю сохранится. Второй вариант также предполагает изменение единого сельскохозяйственного налога, но воспользоваться им смогут только мелкие и средние крестьянские и фермерские хозяйства. Для таких предприятий переход к унифицированной системе налогообложения будет происходить в течение 10-15 лет. Параметры единого сельскохозяйственного налога пока не рассматривались.

Однако, по мнению Шаталова, оба этих варианта имеют свои плюсы и минусы. Так, отказ от взимания ЕСН с сельхозпроизводителей может привести к большим потерям для бюджета и возникновению проблем с пенсионным обеспечением. И в этом смысле второй вариант для государства является более предпочтительным.

Каха Кахиани

Думский комитет по собственности рекомендовал принять поправки в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»  »
Юридические статьи »
Читайте также