Кто заплатит за потоп Чиновники дорабатывают законы о реформе МПС

Законы о реформе МПС еще не вступили в силу, а правительство уже вовсю их дорабатывает. Пока получается плохо. МПС, Минюст и Минэкономразвития не могут согласовать тексты поправок.

Три из четырех законов о реформе МПС - о железнодорожном транспорте, устав железнодорожного транспорта и поправки в закон о естественных монополиях - были подписаны президентом Владимиром Путиным 10 января. Одновременно Путин поручил премьеру Михаилу Касьянову разработать поправки в первые два закона с целью "соблюдения интересов РФ по обеспечению обороны страны и безопасности государства и исключения неоправданных расходов бюджета".

В распоряжении "Ведомостей" оказался базовый вариант поправок, подготовленный МПС. Ради экономии госсредств железнодорожники предложили возмещать перевозчикам из казны не доходы, а только себестоимость перевозок по установленным государством льготам. Кроме того, они намереваются возложить расходы на ликвидацию последствий стихийных бедствий не только на госбюджет (как это записано сейчас) , но и на государственное ОАО "Российские железные дороги" и частных перевозчиков. Железнодорожники также согласились не брать у государства денег на закупку и содержание спецвагонов для перевозки заключенных в обмен на передачу всего подвижного состава Минюсту.

У Минэкономразвития есть особое мнение сразу по нескольким пунктам. Замруководителя департамента регулирования естественных монополий Минэкономразвития Сергей Постников говорит, что в законе вообще не следует писать, кто платит за восстановление железнодорожной инфраструктуры, которую повредила стихия. По его словам, правительство, как акционер РЖД, в случае крупных бедствий сможет выделять помощь железнодорожникам из своего резервного фонда. А Минюст, по словам замначальника Главного управления исполнения наказаний Михаила Львова, протестует против передачи ему вагонов для перевозки осужденных.

Вместе с выполнением президентского поручения ведомство Германа Грефа хочет заодно усилить позиции грузоотправителей. По словам Постникова, они должны платить перевозчикам не до подачи заявки, как сказано в принятых законах, а до начала транспортировки грузов. Минэкономразвития хочет также разрешить грузоотправителям подавать на перевозчика судебные иски с требованием возмещения ущерба, минуя стадию внесудебного разбирательства.

Статс-секретарь - замминистра путей сообщения Сергей Аристов говорит, что предложения Минэкономразвития не будут отметаться с порога. Но по словам Аристова, перевозчик начинает нести расходы с момента получения заявки грузоотправителя и нуждается в немедленной компенсации потерь. Гендиректор ООО "СУАЛ-Транспорт" Борис Чертков называет вопрос, когда платить, несущественным. А вот брать аванс за месяц до отправки груза, как иногда делают железнодорожники, по его словам, недопустимо.

Чертков говорит, что законы необходимо дополнить статьей, которая позволяла бы взыскивать "всю сумму доказанных убытков" грузоотправителей с перевозчиков. Сейчас же, сетует бизнесмен, суды не выносят решений, которые обязывают МПС компенсировать клиентам упущенную выгоду.

Дмитрий Симаков

Правительство защищается квотами  »
Юридические статьи »
Читайте также