Управляющие остались без контроля

После того как Президент России Владимир Путин наложил вето, пусть и "мягкое", на новую редакцию Закона о банкротстве, антикризисные менеджеры оказались в правовом вакууме.

Упразднить лицензирование арбитражных управляющих Правительство России решило уже с 1 февраля этого года, тем не менее, дабы не допустить бесконтрольности их деятельности и передела собственности, было решено продлить лицензирование. Срок специальной поправки, приняв которую,

Государственная дума продлила лицензирование арбитражных управляющих, истек 1 июля. В результате вопрос ответственности за деятельность управляющих оказался вне правового регулирования.

Рынок ждал вступления в силу новой редакции Закона о банкротстве, где было четко прописано, что за деятельность арбитражных управляющих будут отвечать саморегулируемые организации. Однако Президент наложил на закон вето. Впрочем, неожиданным решение Президента не стало ни для кого и морально к этому все заинтересованные стороны готовились уже давно. Слухи о том, что глава государства наложит на закон вето, поползли уже тогда, когда он еще даже не был окончательно одобрен в нижней палате парламента.

Однако закон с завидной легкостью прошел Совет Федерации и "завис" только в последней инстанции – Президент его подписывать явно не спешил. В тексте закона нашлись противоречия, которые теперь придется устранять отдельным голосованием.

Теперь, чтобы согласовать все спорные моменты, потребуется не один месяц. Согласно статье 19 действующего Закона о банкротстве, арбитражный управляющий осуществляет свою деятельность на основании лицензии, которую ему выдает

Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Но необходимость получать лицензию отпала 1 июля.

"В связи с наложением Президентом вето на принятие новой редакции ФЗ "О финансовом оздоровлении и банкротстве" требования к арбитражным управляющим остались прежними, они установлены в ст. 19 ФЗ "О несостоятельности и банкротстве", за исключением п. 2 – говорит директор Регионального агентства управления долгами Александр Митин. – Возможно, что в ближайшее время будет принят ряд нормативных актов, расширяющих требования к арбитражным управляющим, отраженные в проекте нового закона (наличие высшего образования, опыт работы в качестве руководителя в течение 2 лет и др.). На данный момент непонятно, какими критериями нужно руководствоваться при выборе арбитражных управляющих".

С тем, что ситуация напоминает правовой вакуум, согласен вице-президент Санкт-Петербургской общественной организации "Коллегия арбитражных управляющих" Владимир Крепяков, который считает, что лицензировать арбитражных управляющих должен единый лицензирующий орган, а не ведомственные структуры. По его словам, сегодня арбитражные суды регистрируют арбитражных управляющих только на основании своей лицензии.

"Были случаи, когда управляющему выдавали лицензию, например, 23 июня. В ней было указано, что она действует до 1 июля, т.е. одну неделю! Однако после этого он шел в арбитражный суд и на основании своей лицензии регистрировался", – говорит Владимир Крепяков.

Поправки, которые Владимир Путин предлагает к Закону о банкротстве

v Должна быть предусмотрена процедура досрочного прекращения банкротства. Собственник имущества должника в любое время до окончания внешнего управления вправе удовлетворить все требования кредиторов в целях прекращения производства по делу о банкротстве.

v Предлагается определить уполномоченные и регулирующие органы по проведению процедур банкротства. Регулирующим органом должен являться федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

v Должны быть определены уполномоченные органы – "федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством представлять в процедурах банкротства требования государства по обязательным платежам и денежным обязательствам". Кроме того, уполномоченными органами при проведении процедуры банкротства могут быть органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Федерации и муниципальных образований.

v Необходимо страхование ответственности арбитражного управляющего. "Договор страхования ответственности признается формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего и должен быть заключен на срок не менее чем 1 год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок".

Владимир Лавицкий

Пассажирский порт стал монополистом  »
Юридические статьи »
Читайте также