Рабочим лошадкам оказали медвежью услугу

Когда заходит речь о малом бизнесе, нет недостатка в заверениях со стороны органов власти всех уровней в полной поддержке предпринимателей.

Тем не менее число малых предприятий в России растет медленно, и их вклад в экономику страны невелик. Вот в Германии, например, малые – до 49 человек – и средние – от 50 до 499 человек – фирмы составляют более 99% всех предприятий страны и производят около 50% ВНП.

Почему же это происходит? Уж наверное, германские бизнесмены не предприимчивее наших. Например, для того, чтобы зарегистрировать малое предприятие в Германии, достаточно отправить уведомление в соответствующий регистрирующий орган по почте. А у нас придется своими ногами исходить тропинки от налоговой инспекции к Пенсионному фонду, затем к банку и обратно. Да и дело не только в регистрации. Главный вопрос для честного производителя в его взаимоотношениях с государством – уплата налогов. Неспроста именно налоговый режим как фактор, сдерживающий развитие малого бизнеса, отметили 67% респондентов при опросе, проведенном Леонтьевским центром в 1999 году.

Именно в налоговой политике государства может и должна проявиться поддержка малого бизнеса. Но иногда эта поддержка реализуется по принципу медвежьей услуги.

"Упрощенное начало"

Вот, например, печальная история с петербургскими предпринимателями, которые перешли на упрощенную систему налогообложения. Законом Петербурга "О порядке применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Петербурге" установлено, что объектом обложения единым налогом для организаций, подпадающих под действие настоящего закона, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, является валовая выручка, полученная за отчетный период.

При этом для торговых, снабженческих и сбытовых организаций, а также для организаций общепита "под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) при налогообложении понимается разница между продажной и покупной стоимостью реализуемых товаров".

Сразу оговоримся, что принятый петербургскими депутатами закон по букве своей не соответствовал федеральному закону (№222), где говорится, что "Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов", а вовсе не как "разница между продажной и покупной стоимостью реализуемых товаров...".

Что же такое выручка, федеральный закон не определяет. Мне, например, кажется, что определение, данное питерскими депутатами, соответствует здравому смыслу. Вот, скажем, если вы торгуете гуталином по 10 рублей за баночку, которые берете оптом на гуталиновой фабрике за 9 рублей, то налог, по здравому смыслу, платить бы надо с 1 рубля. Если ставка налога 6%, то налог равен 6 копейкам с банки. Но федеральный законодатель рассудил иначе: пусть выручкой считается 10 рублей – цена продажи, а за сколько гуталин был куплен у оптовика, законодателю неинтересно. Получается, что налог с полученного рубля надо заплатить 60 копеек, а на остальные 40 можно жить, ни в чем себе не отказывая. Как говорится, явная нестыковочка.

23 апреля 2002 года Петербургский городской суд вынес решение о признании недействующей части 2 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 24.06.96 №79-30 "О порядке применения упрощенной системы налогообложения..."

"Упрощенный конец"

Все эти судьбоносные события проходили в коридорах судебной власти, вдали от предпринимателей, занятых своим делом. Налоговые службы даже не удосужились известить предпринимателей о произошедших изменениях в законодательстве, зато, когда пришла пора нести отчеты в налоговую, бизнесменов ждали предписания на взыскание штрафов, недоимок и пеней.

Этот факт является совершенно странным, поскольку решение суда (весьма спорное) отменило только часть 2 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга №79-30. В остальном закон продолжает действовать до 1 января 2003 года. То есть действуют выданные предпринимателям патенты, которые, в соответствии с действующим законодательством, являются официальным документами, удостоверяющими право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения. А значит, действуют те правила игры между предпринимателем и государством, на которые предприниматель в свое время согласился.

Более того. Если обратиться к Основному закону, то в статье 57 Конституции Российской Федерации можно найти: "Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют".

Конституции вторит и Налоговый кодекс. Процитируем пункт 7 статьи 3: "Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)".

Тут комментарии излишни. Налицо грубый чиновный произвол. Как тут не вспомнить цитату 50-летней давности: "Есть люди, которые смотрят на предпринимателей как на волков, которых нужно истреблять. Есть те, кто считает их дойными коровами. Но совсем мало таких, кто понимает, что предприниматели – это рабочие лошади, тянущие на себе воз экономики". Как будто про нас сегодня сказано! А цитата принадлежит Уинстону Черчиллю. Вот такая грустная история про "упрощенку". Обиднее всего, что те из предпринимателей, которые "попали" в нее, окончательно потеряют доверие к государству и если и будут продолжать свой бизнес, то только в тени.

Cергей Кирсанов, генеральный директор ННИУ "ВНИЦ"

(Н.В.)

ТЭК учтет ресурсы  »
Юридические статьи »
Читайте также