Очередь за дотацией В следующем году число семей, претендующих на пособия при оплате коммунальных услуг, резко увеличится

Минэкономразвития подготовило к заседанию правительства 22 мая предложения по предельному повышению тарифов в 2004 г.

По словам замминистра Минэкономразвития Андрея Шаронова, предельное повышение цен составит 20% для природного газа и 16% — для электричества. Усилия властей по обузданию аппетитов монополистов заслуживали бы всяческого одобрения, если бы не ряд "но". Эти "но" могут с лихвой обесценить бурную деятельность чиновников по сдерживанию инфляции и обеспечению хотя бы минимального роста реальных доходов населения.

Первое "но". Пределы повышения тарифов существенно выше прогнозируемой на 2004 г. инфляции — 8-10%. То есть, как и в нынешнем году, людям придется платить еще больше за газ, электричество, горячую воду и отопление. По расчетам замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александра Некрасова, доля расходов населения на энергоносители достигла уже 19% в семейных бюджетах.

Как известно, если расходы любой российской семьи на коммунальные услуги превышают 22% от ее доходов, то она имеет право на получение дотаций от местных властей. А кроме счетов за газ, электричество, горячую воду и отопление (70% расходов) надо оплачивать постоянно дорожающие потребление холодной воды, услуги по канализации и вывозу мусора, техобслуживание в домах (30%).

Выходит, что средняя российская семья уже сейчас должна получать субсидии, не говоря уже о бедных семьях и пенсионерах. По мнению Некрасова, в тарифной политике власти обязаны прежде всего опираться на "самочувствие" беднейших слоев населения. Ведь на 10% самых бедных граждан России приходится всего лишь 2% доходов (не более 1 тыс. руб. ежемесячно) — таковы данные Госкомстата за март текущего года.

Второе "но". Если федеральные власти ограничивают аппетиты монополистов (хотя и не урезают их до уровня инфляции), то региональные власти потакают произволу местных монополистов в установлении платежей за коммунальные услуги. Лишь за электричество население платит по счетчику. Что же касается горячей воды, газа и отопления, то гражданам приходится оплачивать так называемые нормативы потребления, которые включают в себя все мыслимые и немыслимые накрутки — огромные технические потери, воровство, произвольно устанавливаемые управленческие издержки местных монополистов и так далее.

Третье "но". "Газпром" утверждает, что из-за низкой стоимости природного газа его деятельность на внутреннем рынке до сих пор убыточна. Поэтому цены на газ в России необходимо подтягивать хотя бы до уровня самофинансирования. Однако, утверждает Некрасов, регулирующие органы не получают баланс "Газпрома" по доходам и расходам в целом по концерну (с учетом экспорта) и поэтому не имеют объективного представления о его финансовом самочувствии. Кроме того, Минэкономразвития и другие ведомства так и не сумели переломить следующую тенденцию: при каждом повышении регулируемой цены на газ тут же повышается свободная цена на уголь.

Можно привести еще целый ряд и других "но". Но и так понятно, что от повышения тарифов на услуги естественных монополий выигрывают только они сами, потребители же надежной защиты от аппетитов самых разных монополистов до сих пор не получили.

Михаил Классон

Обзор прессы за 19 мая 2003 года  »
Юридические статьи »
Читайте также