Минфин все поделил

Минфин в минувшую пятницу внес в правительство поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, распределяющие доходы между бюджетами разного уровня. Авторы поправок не стали кардинально менять пропорции распределения доходов, но нашли способ разом отменить нефинансируемые социальные обязательства государства на 2,5 млрд руб.

До 25 мая Белый дом должен внести в Госдуму поправки в НК и БК. Иначе депутаты не успеют до конца летней сессии принять два закона о реформе госвласти в регионах и местного самоуправления, которые были написаны комиссией под руководством замглавы президентской администрации Дмитрия Козака. Дума планирует рассмотреть эти законы во втором чтении 12 июня. К этому времени депутаты хотят знать, как будут обеспечены новые обязательства территорий финансовыми источниками.

Сегодня обязательства консолидированного бюджета на 2,5 трлн руб. превышают его доходы и поэтому не исполняются. Поправки, подготовленные Минфином вместе с группой Козака, выводят нефинансируемые мандаты за рамки закона.

Согласно поправкам, с 1 января 2005 г. "исполнение расходных обязательств бюджета одного уровня за счет средств другого бюджета не допускается". Если один уровень власти решит делегировать свои полномочия другому, он обязан будет в своем бюджете на следующий год предусмотреть соответствующие субвенции на исполнение этих обязательств. Иначе закон, устанавливающий новые расходные задания нижестоящему уровню власти, просто не вступит в силу.

"Это полностью решит проблему нефинансируемых мандатов в будущем", - убежден эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин. Правда, правительству еще придется отменить десятки нормативных актов по финансированию социальных льгот, которые сейчас не исполняются либо исполняются в урезанном виде. Минфин предлагает отменить 36 из них уже со следующего года. Но пока не приняты нужные поправки в отраслевые законы, "новая редакция БК дает губернаторам возможность отказаться от них законным способом - утвердить исчерпывающий список делегированных сверху обязательств, которые субъект готов исполнять", говорит директор Центра фискальной политики Галина Курляндская. По мнению Трунина, "правительство перекладывает на регионы ответственность за отмену социальных льгот".

Большинство расходных полномочий Минфин предлагает передать с муниципального уровня на региональный. Для финансирования оставшихся полномочий за местными бюджетами закрепят земельный налог, налог на имущество физлиц и налог на рекламу. Регионам достанутся налог на имущество предприятий, транспортный налог и налог на игорный бизнес.

Новая редакция БК и НК запрещает правительству изымать в федеральный бюджет региональные и местные налоги, а также распределять их доли между нижестоящими бюджетами. Теперь субъект РФ будет самостоятельно решать, какую часть доходов ему направить в бюджеты муниципалитетов. Поправки закрепляют на постоянной основе долю от расщепления федеральных налогов. К примеру, налог на прибыль по ставке 6% уйдет в федеральный, а по ставке 18% - в региональный бюджет. А налог на добычу нефти будет направляться в основном в федеральный бюджет в пропорции 92:8.

По словам руководителя департамента бюджетной политики Минфина Алексея Лаврова, авторы документа старались соблюсти принцип "один налог - один бюджет". Поэтому региональным бюджетам решено отдать 100% акцизов на водку и ГСМ.

В результате всех изменений на федеральный бюджет будет приходиться 56% налоговых доходов вместо нынешних 57% , бюджетам субъектов отойдет 32% вместо 23% , а местные получат 12% вместо 20%. При этом существенно вырастет объем финансовой помощи местным бюджетам - с 312 млрд руб. в год до 418 млрд руб. , тогда как субвенции регионам останутся практически на прежнем уровне - 290 млрд руб. вместо 260 млрд руб. в год. "Изменится качество помощи. Это будет целевое финансирование вмененных сверху расходов", - подчеркивает Лавров.

Светлана Иванова

Госзаказ пересмотрят  »
Юридические статьи »
Читайте также