Земельный налог получил статью

С 1 января 2005 г. порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется новой главой Налогового кодекса РФ "Земельный налог".

Новая глава заменяет закон РФ 1991 г. "О плате за землю".

В отличие от ранее действующего закона, глава "Земельный налог" определяет все элементы налогообложения, а также изменяет порядок налогообложения.

Так, согласно кодексу земельный налог является местным налогом и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и законами Москвы и Санкт-Петербурга, также установлены налогоплательщики.

Однако, как и предыдущий закон, Налоговый кодекс РФ не разъясняет статуса владельцев земельных участков, которые по тем или иным причинам являются фактическими владельцами земли, но не оформили своих прав на земельный участок.

Ст. 389 определен объект налогообложения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

То есть объект налогообложения не привязывается к принадлежности земель к федеральным, региональным и местным, а зависит только от места расположения участка.

Налоговая база

В качестве налоговой базы, в отличие от ранее действующего порядка, признается кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Эта новация приводит к необходимости для каждого налогоплательщика -- юридического лица и предпринимателя ежегодно получать сведения о кадастровой стоимости земельного участка, поскольку эти категории налогоплательщиков исчисляют и уплачивают налог самостоятельно. Кодекс устанавливает, что "по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года". До настоящего времени этого порядка нет. Сомнительно, что получение этих сведений для налогоплательщиков будет бесплатным.

Расширен перечень лиц и земель, имеющих льготы по земельному налогу. Ст. 392 НК РФ разъяснен порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности.

Налоговый период

Кодекс устанавливает налоговый и отчетные периоды. Если раньше налогоплательщики уплачивали налог на землю 2 раза в год, то теперь налог придется платить 4 раза в год.

Правда "при установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период".

В Петербурге пока не принят закон о земельном налоге, поэтому остается прежний режим уплаты налога.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать ставки, установленные кодексом. Так как в Санкт-Петербурге пока не принят закон о земельном налоге в силу ст. 3 Закона 141-ФЗ от 29.11.2004, в городе применяется прежний порядок определения ставок налога на очередной год. В соответствии с Законом СПб 625-93 от 11.11.2003 (в редакции закона 584-78 от 24.11.2004 ) ставки земельного налога, дифференцированные Законом Санкт-Петербурга от 10.06.1998 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" по административным районам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий, применяются в 2004 г. по отношению к 1998 г. с коэффициентом 9,504.

При этом налоговые ставки не могут превышать:

- 0,3% в отношении земельных участков:

а) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

б) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

в) предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

- 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Налог и авансовые платежи уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельного участка.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Стоит отметить, что поскольку кодекс многие вопросы исчисления и уплаты земельного налога отнес к компетенции местных органов самоуправления и законодательных органов городов Москвы и Петербурга, у налогоплательщиков будет возникать много вопросов при начислении и уплате налога до тех пор, пока не будут приняты соответствующие нормативные акты.

Реструктуризация лучше гонений  »
Юридические статьи »
Читайте также