К страховому году добавили один месяц. Незнание тонкостей закона облегчает кошельки водителей

СПб. Начало 2006 г. обозначило проблему "тринадцатого месяца" для владельцев полиса ОСАГО.

В январе у значительной части автовладельцев истек строк действия страховок гражданской ответственности (волна покупок пришлась на декабрь 2003 - январь 2004 гг. и с тех пор повторяется с годовой цикличностью). Однако штрафовать их за отсутствие договора сотрудники ГИБДД могут не сразу.

Так называемый бонусный, или тринадцатый, месяц позволяет ездить с просроченным документом.

"Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в ст. 10.1 содержит норму, согласно которой договор обязательного автострахования продлевается на следующий год, если страхователь не позднее чем за 2 месяца до истечения срока действия этого договора не уведомил страховщика об отказе от его продления, - комментирует начальник отдела правового обеспечения OCAO "Ингосстрах" в СПб Максим Чарторижский. - Страховое возмещение в случае ДТП подлежит выплате пострадавшему, даже если страхователь до 30 дней не оплачивал премию за продление договора на следующий год. Фактическое страховое покрытие по договору устанавливается на период 13 месяцев, и только в случае неоплаты премии и после этого срока договор считается прекращенным.

Однако закон не дает забывчивым страхователям злоупотреблять своим правом. КоАП в ст. 12.37 устанавливает ответственность за управление автомобилем в период, выходящий за рамки, указанные в полисе. Таким образом, сотрудник ГИБДД вправе оштрафовать водителя в период 30 дней после истечения срока страхования на сумму три МРОТ. Правда, зачастую сотрудники ГИБДД могут остановиться на штрафе в размере восьми МРОТ, ссылаясь на ч. 2 указанной статьи КоАП. Это уже незаконно, так как такая ответственность возникает в случае, если страхового договора нет вовсе".

Так и сяк

Противоречие в законах привело к возникновению множества конфликтов на дорогах. При этом ГИБДД публично не разъяснила свою позицию по проблеме "тринадцатого месяца".

"В течение 30 дней если человек попадет в ДТП, то закон будет работать в отношении него. Но это отнюдь не означает, что водитель не должен соблюдать законодательство и не продлевать договор по страхованию гражданской ответственности. Это две совершенно разные вещи. Можно сказать, что это льгота, предоставляемая человеку государством для того, чтобы гарантировать его безопасность.

Но это никак не позволяет гражданину нарушать свои обязательства перед государством", - считает заместитель начальника второго отдела управления ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Алла Коробчинская.

На практике сотрудники ГИБДД чаще всего пытаются оштрафовать водителей на основании ч. 2 ст. 12.37 КоАП, а водители пытаются избежать штрафа вовсе. Истина, видимо, где-то посередине - в районе ч. 1 ст. 12.37. Но это зависит от толкования закона, которое фактически оказалось возложено на рядового сотрудника дорожно-постовой службы.

Заместитель начальника второго отдела управления ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Алла Коробчинская уверяет, что если человек попадет в ДТП, то закон будет работать на него в течение 30 дней.

Замглавы секретариата ВАС подверг критике практику банков по принудительному исполнению решений судов на основании инкассовых поручений, а не исполнительных листов  »
Юридические статьи »
Читайте также