Тендер на большой дороге Чем обернется передел рынка пассажирских перевозок?

Как и следовало ожидать, объявленные комитетом по транспорту итоги второго конкурса пассажирских автобусных перевозок вызвали жесткое неприятие со стороны компаний, оказавшихся за бортом тендера. На встрече с журналистами руководители четырех организаций — ООО «Балтикстар», ООО «Сеть пассажирских перевозок», ООО «Транс-сервис» и Ассоциации независимых перевозчиков — дали свою оценку проведенному конкурсу и рассказали о тактике борьбы за право работать на прежних маршрутах.

Причем выступающие заверили, что выражают точку зрения всех перевозчиков, кроме тех шести (см. «СПб ведомости от 17 января «Хорошо поедем первого апреля»), которые вышли в победители. Всего же на городском рынке автобусных перевозок по лицензиям работают 56 транспортных компаний.

Гендиректор ООО «Балтикстар» Татьяна Кутовая обозначила общий парк машин, которые могут оказаться не у дел:

— Это 300 автобусов большой вместимости и 1720 малой и средней вместимости. В год мы перевозим порядка 140 млн пассажиров.

Главная претензия к организаторам конкурса, по словам выступающих, в том, что он был четко ориентирован на победу определенных компаний, приближенных к комитету по транспорту.

Для выработки условий тендера была создана рабочая группа, в которую вошли представители двенадцати весьма авторитетных фирм:

— Рабочая группа не выработала единого мнения по условиям и критериям проводимого конкурса, — озвучил выдержки из обращения недовольных перевозчиков к Валентине Матвиенко заместитель гендиректора ООО «Транс-сервис» Руслан Логинов. — Выводы рабочей группы представляют собой мнения узкой части перевозчиков. Именно это мнение и было доведено до губернатора как мнение всех перевозчиков.

Несогласные забили тревогу еще до второго тура конкурса, обращаясь и в комитет по транспорту, и к руководителю конкурсной комиссии вице-губернатору Олегу Виролайнену. Но никакой реакции на обращения не было, и конкурс прошел, как прошел. По мнению проигравших — с грубыми процедурными и правовыми нарушениями. Причем претензии к тендеру прошлого года, результаты которого были отменены Арбитражным судом , теперь им кажутся цветочками.

— В сентябре первая часть конкурсной документации еще дошла до перевозчиков, — разъясняет гендиректор компании «Сеть пассажирских перевозок» Алексей Верещака. — Потом, перед вторым туром конкурса, наступает информационный вакуум. Только 5 декабря утверждается базисная конкурсная документация, где содержатся условия контрактов. У нас не оставалось времени правильно оформить заявки и выйти с конкретными предложениями в комиссию, хотя, например, наша компания подготовила финансирование 150 больших автобусов. А 10 января мы узнаем о результатах. Узнаем, что по 22 лотам из 37 один из перевозчиков, не имея вообще конкурентов, получает максимальные бюджетные субсидии. Таким образом, были искусственно сняты с дистанции те компании, которые готовы были запросить гораздо меньшие бюджетные субсидии на обслуживание социальных маршрутов.

...Как передел рынка скажется на обслуживании пассажиров? В комитете по транспорту, говорят, что будет лучше. Оказавшиеся на обочине перевозчики рисуют обратную картину. Они уверяют, что коммерческая маршрутная сеть сокращается не на несколько, а на сто маршрутов. Если, по условиям прошлогоднего конкурса, для коммерческих перевозок оговаривалась максимальная цена проезда, то теперь этого предела нет. А руководителям оставшихся на рынке шести компаний договориться между собой легче, чем нескольким десяткам. Так что вслед за повышением с 1 февраля тарифов на социальный транспорт вполне прогнозируемо повышение на несколько рублей проезда в маршрутках. И даже проблемы безопасности движения могут обостриться, потому что на многие коммерческие маршруты должны выйти новые люди.

Аутсайдеры уже подали иски в Арбитражный суд и надеются, что будут оспорены не только результаты конкурса. Ссылаясь на решение коллегии Верховного суда, они пытаются доказать, что городской закон о наземном пассажирском транспорте, принятый ЗакСом в 1999 году , необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством. Если это произойдет, то их отношения с комитетом по транспорту будут выстраиваться совершенно иначе.

Но суды у нас работают медленно, да еще и неизвестно, чем дело кончится. А договоры с перевозчиками заканчиваются в феврале-марте. Что потом?

Те, кто лишился права обслуживать свой социальный маршрут, снимаются и с шести коммерческих, уступив место победителю. Теоретически. Практически, даже если результаты конкурса не будут отменены и городская администрация ничего не предпримет, чтобы разрешить конфликт, перевозчики настроены работать, как работали. Без договоров с комитетом по транспорту, а просто по лицензиям, что, с их точки зрения, не противоречит федеральному законодательству .

Перевозчики утверждают, что комитет по транспорту блефует, заявляя, что любой из них может оформиться на субподряд.

— В приложении 11 конкурсной документации четко написано, — говорит Алексей Верещака, — что предприятию-победителю запрещается привлечение третьих лиц для обслуживания маршрутов.

Да и невыгодно работать на подряде, обслуживая социальные маршруты. Субсидии достаются только генподрядчику, а они с нового года существенно возросли. Например, пять «Сканий» «Балтикстара», обслуживая 105-й социальный маршрут, в прошлом году получали в месяц 70 тысяч рублей. А в январе текущего года — 350 тысяч! На своих автобусах большой вместимости, купленных за свои кровные несколько лет назад, на чужого дядю никто пахать не намерен.

Президент Ассоциации независимых перевозчиков Андрей Колосов рисует картину возможного противостояния перевозчиков на линиях в мрачных тонах. Будет хаос, вплоть до бандитских разборок, чего никто не хочет. Но многим из этого бизнеса уходить некуда, да и причин нет — нормально же работали, налоги платили.

Законные методы «укрощения строптивых» могут выглядеть следующим образом. Сотрудник ГИБДД останавливает автобус. Пассажиры, заплатившие за проезд, высаживаются. Нарушителя наказывают в административном порядке. Правда, перевозчики штрафы платить не собираются, а недополученную за простой выручку намерены возлагать на администрацию города. В виде судебных исков. Работу же не прекращать и снова выходить на свои маршруты...

Эмма Беленкова

Чиновничья лень калечит людей  »
Юридические статьи »
Читайте также