Национальные проекты: Форсмажорных обстоятельств не избежать

Федеральное правительство объявило о приоритетных национальных проектах, на реализацию которых первоначально выделено 134,5 млрд рублей. В результате федеральные расходы, например, на здравоохранение возрастут на 60%, на образование — почти на 30%, что можно назвать прорывом в социальной сфере страны.

Уже в январе из министерств должны поступить в регионы типовые планы по осуществлению проектов на местах. С февраля в субъекты ожидается перечисление средств, необходимых, в частности, для обеспечения высоких доплат врачам.

Вместе с тем, то, что пока гладко складывается на бумаге, может столкнуться с целым рядом неожиданностей и препятствий на практике. Прежде всего следует иметь в виду, что федеральная инициатива подразумевает долевое подключение к ней инициативы территорий.

Для примера сошлюсь на реализацию части национального проекта в сфере образования в Ленобласти. Здесь за последние годы 140 школ внедрили инновационные образовательные программы. Соответственно, на 2006 год их федеральная поддержка, как планируется, составит 28 млн рублей. А еще более 5 млн рублей на те же цели намерен выделить сам субъект.

Необходимо, однако, учесть, что Ленобласть относится к регионам-донорам. А каким образом могут включаться в подобное финансовое партнерство дотационные территории России? Ясного ответа на вопрос нет.

Если федеральный бюджет должен при этом искусственно увеличивать финансирование несамодостаточных бюджетов, то это нанесет определенный ущерб реализации национальных проектов в динамично растущих регионах, где они могут быстрее принести конкретную отдачу. Если же этого не сделать, то непонятно, как, скажем, в полном объеме обеспечить доплаты учителям за классное руководство? (На доплаты учителям за классное руководство центр направит 74,5 млн, а субъект — 49,6 млн рублей).

Еще один подводный камень на пути реализации национальных проектов — инфляция. Как известно, в нынешнем году Минэкономразвития прогнозирует ее на уровне 8—8,5%. Из этих показателей Ленобласть верстала свой бездефицитный бюджет. Но и год назад МЭРТ заряжал субъекты своим оптимизмом, нацеливая их на потолок инфляции в 7,5—8,5%. Итог, оказался тем не менее более плачевным — 10,9%. Если и в этом году разгуляются инфляционные процессы, то они поглотят и часть доходов регионов, и выделенных на реализацию национальных проектов федеральных ресурсов. Это та реальная опасность, с которой нельзя не считаться.

Нельзя сегодня не учитывать и прошлогодние неудачи начального этапа монетизации льгот. Думаю, на первых порах не удастся избежать форсмажорных обстоятельств и в ходе развертывания национальных проектов. Так, решение вопросов, связанных с ростом зарплаты врачей и медсестер, диспансеризацией населения и рядом других проблем, Минздравсоцразвития увязал с деятельностью фондов обязательного медицинского и социального страхования. Однако многие эксперты уже сейчас считают предложенную схему взаимоотношения этих организаций с медицинскими учреждениями громоздкой и сложной. Врачам, по сути дела, предлагается существенно активизировать занятия бумаготворчеством, тогда как их основная обязанность — заниматься здоровьем людей.

Еще пример. Ленобласти в рамках проекта здравоохранения в нынешнем году из федерального бюджета намечается выделить 133,6 млн рублей на переоснащение новым диагностическим оборудованием поликлиник, больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. Требования центра — быстрая установка и эффективное использование поступающей на вооружение техники, значительную часть которой составляет современная рентгеновская аппаратура. При этом чиновники из профильного министерства даже не задумываются о том, что на весь Санкт-Петербург и Ленобласть действует лишь одна организация, имеющая право выполнять проекты рентгеновских кабинетов. Спрашивается, как в этих условиях «устанавливать быстро» и «использовать эффективно»?

Петр Владимиров

Жилкомхоз: Хочу четко означить позицию Жилищного комитета  »
Юридические статьи »
Читайте также