Водителей забракуют по рекомендации

Министерство здравоохранения и Министерство транспорта РФ совместными усилиями разработали "Методические рекомендации по организации и порядку проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей" (от 29 января).

Чиновников беспокоит тот факт, что за последние годы в 3-4 раза возросло количество ДТП, совершаемых водителями-наркоманами.

Документ не обязателен к исполнению, однако чиновники советуют руководителям предприятий, имеющих парк машин, вне зависимости от их форм собственности, обратить на него внимание. Новая процедура предусмотрена федеральным Законом от 10.01.2003 №15-Ф3.

Правильная проверка

По словам Петра Лаврентьева, начальника Управления безопасности на транспорте Минтранса России, положение о прохождении водителями предрейсовых медицинских осмотров не является общеобязательнвм нормативным актом. "Мы лишь рекомендуем предприятиям осуществлять проверку здоровья водителей подобным образом. К сожалению, сегодня большинство предприятий не принадлежит государству, и никто не может им приказывать что-либо делать", -- поясняет Петр Лаврентьев.

Нельзя сказать, что раньше предрейсовые проверки состояния здоровья водителей не проводились. Как заметил юрист одной крупной ассоциации автоперевозчиков, пожелавший остаться неизвестным, в советские времена за здоровьем водителей следили строго. И даже если у водителя болела голова, его могли не выпустить на маршрут. Однако начиная с середины 90-х годов, когда всех интересовала только прибыль, о здоровье водителей никто не думал. На линии их выпускали инструкторы по медицине, умеющие разве что мерить давление и ставить градусник.

Главное отличие новой методики по контролю за состоянием здоровья водителей от той, что была в Советском Союзе, -- обязательная проверка людей, ежедневно садящихся за руль, на потребление наркотических и психотропных веществ.

Лучше сделать

"В принципе, по закону, человек может отказаться проходить медицинское освидетельствование на применение им наркотиков или психотропных препаратов. Но это уже дело работодателя.

Подобные моменты должны прописываться в трудовом договоре. В конце концов, если водитель-наркоман станет виновником ДТП, весь ущерб ведь будет оплачивать компания", -- заявил Петр Лаврентьев. Рекомендательный характер положения по проведению предрейсовых осмотров не означает, что руководителям предприятий не нужно ему следовать. В этом убеждена Лариса Мыльникова, заместитель начальника департамента организации и развития медицинской помощи населению Министерства здравоохранения.

"Проведение предрейсовых осмотров так, как это прописано нами, позволит руководителям предприятий избежать многих проблем. Ответственность за то, что плохо чувствующий себя водитель оказался за рулем, ляжет в первую очередь на врачей, поскольку именно они принимают окончательное решение -- пускать водителя на маршрут или нет", -- пояснила Лариса Мыльникова.

Полная поддержка

Руководители автотранспортных предприятий разделяют взгляды чиновников Министерства здравоохранения и Министерства транспорта, полагая, что выявлять водителей, пристрастившихся к наркотикам или психотропным препаратам, необходимо с помощью специалистов.

"Положительно отношусь к тому, что водителей, у которых будет выявлена утомляемость или похмельный синдром, не допустят к работе. Только обидно за то, что расходы на дополнительные медицинские принадлежности лягут на бюджеты предприятий, -- считает Михаил Волобуев, заместитель генерального директора АО "Совавто -- Санкт-Петербург". -- С другой стороны, я понимаю, что в нашей стране любую рекомендацию нужно воспринимать как приказ".

По мнению Михаила Богданова, первого заместителя генерального директора АО "Третий парк", все, что требуется его организации, -- это слегка подкорректировать существующие предрейсовые осмотры водителей. "Поскольку наша компания является негосударственной структурой, то мы должны быть готовы к любого рода нововведениям со стороны чиновников. Проверки следуют одна за другой. Поэтому давно ужесточили правила прохождения осмотров, в том числе и что касается выявления следов наркотической зависимости", -- отметил Михаил Богданов.

Максим Баранов

Пенное благосостояние  »
Юридические статьи »
Читайте также