Без лишних формальностей Минэкономразвития хочет отменить лицензирование для производителей табака и лекарств

Ведомство Германа Грефа со второго захода пытается освободить бизнес от необходимости получать ненужные, с точки зрения реформаторов, лицензии. Направленный Минэкономразвития в августе в правительство законопроект сокращает перечень лицензируемых видов деятельности на треть. Против инициативы выступают отраслевые ведомства и крупный бизнес, опасающийся усиления конкуренции.

По закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" без лицензии нельзя вести 120 видов бизнеса. Выдают лицензии более 20 министерств и ведомств, они же устанавливают лицензионные требования для каждого вида деятельности. Действие лицензии можно в любой момент приостановить, если регулятор выявит неоднократное или грубое нарушение этих требований. А если предприятие не устранит нарушение, то чиновники могут лишить его лицензии через суд.

Еще весной Минэкономразвития пыталось провести через другие ведомства законопроект, позволявший предпринимателям вместо получения лицензии страховать гражданскую ответственность. Новация могла коснуться 13 видов бизнеса, включая биржи, транспортных перевозчиков и компании, занимающиеся погрузо-разгрузочными работами на транспорте. После одобрения этой идеи ведомство Германа Грефа рассчитывало добиться отмены лицензирования еще 82 видов деятельности, в том числе производства сигарет, лекарств и авиатехники, авиаперевозок, услуг аудиторов, инвестфондов и спецдепозитариев.

Однако, по словам одного из разработчиков предложений Минэкономразвития, отраслевые ведомства до сих пор не согласовали законопроект о замене лицензирования страхованием. В новых поправках в закон о лицензировании, внесенных в правительство в августе, реформаторы предлагают отменить лицензии для 48 видов бизнеса Согласно законопроекту, без лицензий, в частности, можно будет производить и ремонтировать авиатехнику, ыфацчувть лекарства, табачные изделия и медтехнику и перевозить пассажиров. Не подлежат лицензированию также эксплуатация взрывоопасных, пожароопасных, химически опасных производственных объектов, нефтегазодобывающих производств электрических, газовых, тепловых сетей; переработка, транспортировка и хранение нефти, нефтепродуктов и газа; турагентская деятельность и техобслуживание воздушного движения.

Согласно пояснительной записке к законопроекту они "подпадают под процедуру лицензирования необоснованно", поскольку и без того регулируются "иными методами". По мнению источника в Минэкономразвития, отменив "излишнее" лицензирование деятельности, чиновникам будет легче провести через ведомства идею замены лицензирования страхованием.

Но ведомствам новые предложения ведомства Германа Грефа нравятся ничуть не больше, чем предыдущие. Без замечаний законопроект согласовал только МАП. А замминистра транспорта Александр Колик заявил в пятницу журналистам, что "существующую систему лицензирования автоперевозок нужно не только сохранить, но и усилить". По его словам, из 20 регионов в министерство поступили просьбы ввести дополнительные виды лицензирования на перевозку пассажиров.

По словам финансового директора одной из крупных московских компаний, при официальном сборе за выдачу лицензии в 1300 руб. "за $500 сегодня можно приобрести практически любую лицензию". Поэтому крупный бизнес, опасающийся конкуренции, не в восторге от идеи Минэкономразвития. По мнению начальника правового управления группы "Автолайн" (крупнейший автоперевозчик пассажиров в Москве) Евгения Апполонова, с отменой лицензирования "на рынок автоперевозок ворвутся те, кто раньше этим не занимался", и "новички" в погоне за деньгами не будут проходить нормальный техосмотр и осуществлять медицинский контроль водителей. Старший вице-президент корпорации "Иркут" Сергей Цивилев говорит, что отказ от лицензирования авиаремонтных предприятий приведет к уничтожению всей системы обеспечения безопасности полетов. "Деятельность предприятий, связанных с безопасностью, обязательно должна лицензироваться", - убежден один из директоров компании "Союзгидроспецстрой" Станислав Воскресенский. По словам вице-премьера Бориса Алешина, именно этот подход будет применять правительственная комиссия по административной реформе, которая до конца октября решит судьбу законопроекта.

Зато инициатива Минэкономразвития обнадеживает малый бизнес. "Сейчас разрабатываются технические регламенты по всем отраслям экономики, которые и определят требования по безопасности, - говорит член правления "ОПОРы" Дина Крылова. - Лицензирование будет избыточной функцией".

За отмену части лицензий выступают и депутаты. "Можно согласиться с предложениями по ТЭКу", - говорит зампред думского комитета по собственности Михаил Емельянов. По мнению председателя комитета по экономполитике Григория Томчина, отмена 48 видов лицензирования будет "хотя бы небольшим благом". А председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников убежден, что список предлагаемых к упразднению лицензий можно только расширить, включив туда разрешения на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов.

Анна Николаева Алексей Никольский Анастасия Онегина

Юридические статьи »
Читайте также