Охота за вредителем Госсовет требует компенсации за экологический ущерб

"Значительная часть населения России проживает в условиях, которые не соответствуют экологическим нормам" - других, более утешительных констатаций участники вчерашнего заседания президиума Госсовета представить не смогли. Заседание было посвящено природоохранной политике, и губернаторы искали президентского одобрения ряду своих предложений - от возврата к принципу "загрязнитель платит" до скорейшей ратификации Киотского протокола.

Лидером экологической тематики оказался астраханский губернатор Анатолий Гужвин, глава рабочей группы Госсовета. Над увесистым докладом он работал с жаром - соседство Астрахани с Каспием дает чересчур богатую иллюстрацию экологических проблем.

Путин с некоторыми идеями губернаторов согласился сразу. Правовые механизмы, позволяющие компенсировать экологический вред от хозяйственной деятельности, сказал он, в стране фактически отсутствуют. А отсюда и дефицит средств на природоохранные программы (сейчас на них тратится 0,3-0,4 процента расходной части бюджета). Система платежей за загрязнение окружающей среды, говорили губернаторы, оказалась фактически ликвидирована в 1999 году - законы менялись стремительно, а в результате форма платы и порядок ее исчисления оказались юридически не регламентированы, что не желавшие платить предприятия весьма успешно использовали.

В своем докладе члены рабочей группы решили действовать максимально наглядно: только в 2002 году из-за отсутствия принципа "нарушитель платит" бюджеты субъектов совокупно потеряли около 8 млрд рублей. Путин негодующих губернаторов успокоил: работа над законом "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", резюмировал он, должна быть оперативно завершена, а сам закон не менее оперативно принят.

В принципе всю природоохранную политику должна определять Экологическая доктрина, принятая чуть меньше года назад. Но доктрина есть, говорят в Кремле, а механизмов ее реализации нет. Так что цель Госсовета - какие-нибудь механизмы предложить. Госсовет и предложил: поднять саму доктрину с правительственного уровня до президентского (то есть утвердить ее отдельным указом), поручить правительству за месяц разработать план действий по ее выполнению, создать отдельный природоохранный орган исполнительной власти.

Орган, считают губернаторы, на этот раз совершенно необходим - без него эффективность государственного экологического контроля и экологической экспертизы резко снизилась. Авторы доклада не без ехидцы отмечают: как только применение штрафных санкций достигало своего максимума, статус природоохранного ведомства сразу понижали. А сейчас в итоге на одного экологического инспектора приходится в среднем 8,5 тысячи квадратных километров подведомственной территории. Из зала заседаний президиума губернаторы вышли с уверенностью, что Путин идею создания единого органа сдержанно одобрил.

Покой им только снится

Президиум в среду впервые заседал в новом составе. После плановой, раз в полгода, ротации состав оказался вполне ярким: Эдуард Россель (Екатеринбург), Аман Тулеев (Кемерово), Александр Черногоров (Ставрополь), Юрий Трутнев (Пермь), Юрий Евдокимов (Мурманск), Вячеслав Штыров (Якутия), Евгений Савченко (Белгород). Вчера членам президиума был предложен примерный набор тем, который им предстоит между собой распределить. Темы, как на подбор, беспокойные: вступление в ВТО, промышленная политика, пенсионная реформа, реформы естественных монополий. Предыдущие попытки Госсовета заняться подобными темами (например, реформой РАО "ЕЭС") заканчивались довольно громкими конфликтами.

Наталия Алексеева

Зам. начальника Департамента уголовного розыска МВД России: проблема борьбы с мошенничеством - несовершенство законов  »
Юридические статьи »
Читайте также