МАП вышел на дистанцию Он собирается регулировать "бесконтактную" торговлю

На заседании кабинета министров в четверг будет рассмотрен пакет подготовленных Министерством по антимонопольной политике (МАП) поправок к закону "О защите прав потребителей" и Гражданскому кодексу. МАП стремится приблизить российское законодательство по защите прав потребителей к нормам Евросоюза. Одной из главных задач разработанных изменений в МАПе называют попытку впервые регламентировать в России дистанционную торговлю.

По данным Гильдии предприятий торговли по почте, общий объем дистанционной торговли в России в 2002 г. составил $330 - 340 млн. В этом году прогнозируется его рост до $600 млн.

МАП предлагает внести в закон "О защите прав потребителей" новую статью - "Дистанционный способ продажи товаров", сообщила руководитель пресс-центра МАПа Лариса Булгакова. Один из ее пунктов предусматривает, что потребитель вправе отказаться от товара как до его получения, так и в течение 10 дней после покупки. Под дистанционной торговлей в МАПе подразумевают все виды продаж, при которых покупатель приобретает товар на основе знакомства с ним по информации в буклетах, через Интернет, телевидение, радио или другими "бесконтактными" способами.

Дмитрий Янин, председатель правления КонфОП, участвовавший в разработке поправок, считает это нововведение "очень позитивным, приближающим российское законодательство к нормам Евросоюза в лучшей их части". По его словам, человек, сделавший покупку под давлением агента, расхваливавшего товар, либо просто не познакомившись с товаром должным образом, получает возможность вернуть его независимо от качества товара и без объяснения причин.

Генеральный директор "Службы 77" Игорь Кудряков полагает, что внесение таких поправок в закон не отразится на работе его компании. "И сейчас клиент вправе отказаться от покупки в любой момент после совершения заказа по телефону. Если человек сделал заказ под влиянием импульса, а потом передумал, мы не станем навязывать ему покупку", - говорит Кудряков. Александр Иванов, президент Гильдии предприятий торговли по почте, считает, что нововведение - в интересах крупных игроков и оно, безусловно, "почистит" рынок от мелких компаний.

"Для нас это очень хорошо, так как отсеет те компании, которые распространяют по каталогам некачественные товары", - согласен Игорь Сосин, учредитель компании "Крона Макс", продающей по каталогам белье под брэндом Linvosges.

У Иванова, впрочем, есть замечания к предложению МАПа обязать продавца возвращать товар покупателю в течение 10 дней. Почтовый перевод - дорогая и долгая процедура, а счет в банке есть далеко не у всех, отмечает он.

Есть в пакете поправок МАПа и другие новшества - в частности, требование к производителям обязательно указывать наличие генетически модифицированных (ГМ) компонентов в продукте независимо от процента их содержания. До сих пор специальная маркировка требовалась, только если содержание ГМ-компонентов превышало 5%. Кроме того, МАП предлагает предоставить покупателям право расторгать договор купли-продажи технически сложного или дорогостоящего товара (например, бытовой техники или автомобилей) только при выявлении в нем "существенного недостатка".

Елена Виноградова

Экономическая философия "по Достоевскому"  »
Юридические статьи »
Читайте также