Маршрутный передел

С 1 февраля перевозчики, выигравшие конкурс на автобусные перевозки, получили право вывести машины на линии. Однако компании, которые проработали на этих маршрутах многие годы, уступать им пассажиров не собираются.

Туманное будущее

Напомним, что из 56 компаний, работавших на рынке пассажирских перевозок, конкурсные требования выдержали только 6. Чиновники Комитета по транспорту уверяют, что пассажиры от нового порядка только выиграют. Автобусы будут ходить регулярно, интервалы сократятся, безопасность повысится: Правда, еще в декабре они говорили, что и проезд не подорожает. Вышло, однако, ровно наоборот .

Наоборот может выйти и с остальными обещаниями. В этом уверен президент Ассоциации частных перевозчиков СПб Андрей Колосов. Во-первых, неминуемо вырастут и цены на проезд в коммерческих маршрутках. Шести перевозчикам гораздо легче сговориться о повышении цен, чем полусотне. «Многие из тех, кто не прошел конкурс, держали тарифы на уровне социального транспорта. Не исключаю, что именно поэтому они и проиграли, — утверждает Андрей Колосов. — Мне не раз приходилось слышать из уст чиновников, что мы своими низкими тарифами создаем конкуренцию социальному транспорту. Нас буквально вынуждали повышать тарифы. Теперь это будет сделать еще проще».

Может резко взлететь и аварийность. Если водитель отработал на маршруте несколько лет, он может проехать его с закрытыми глазами. По результатам конкурса на линии выйдут новые люди, что неминуемо приведет к снижению безопасности.

Кроме того, ликвидируется примерно 100 существующих маршрутов. В Комитете по транспорту утверждают, что они просто дублировали друг друга. У Ассоциации частных перевозчиков другие данные. Исчезновение некоторых маршрутов приведет к нарушению сложившихся транспортных связей. А там, где действительно сокращены лишь дублирующие, на оставшемся маршруте число автобусов не увеличено.

Грядут транспортные войны?

Впрочем, проигравшие конкурс перевозчики вовсе не намерены сворачивать свой бизнес. По их мнению, конкурс был проведен с многочисленными нарушениями, а некоторые его положения не соответствуют федеральному законодательству . Главная же цель затеянной транспортной реформы — установить на рынке пассажирских перевозок монополию. Шесть перевозчиков уже подали иски в суд. Остальные намерены сделать это в ближайшее время, уходить с маршрутов не собираются и готовятся к войне.

«У меня и моих коллег нет другого бизнеса. А единственная цель конкурса — выдавить нас с рынка автобусных перевозок, — говорит Андрей Колосов. — Оправдывая свои действия, чиновники ссылаются на городской закон «О наземном пассажирском транспорте общего пользования» . Но еще в прошлом году Министерство юстиции признало, что он не соответствует федеральному законодательству. У меня есть российская лицензия на пассажирские перевозки, я плачу налоги, упрекнуть меня не в чем, и по закону никто не может запретить мне работать на моем маршруте. Экономически выдавить из бизнеса меня тоже невозможно. Тариф я повышать не намерен. Что остается? Я очень боюсь возвращения к беспределу середины 90-х, когда в войнах за маршруты практиковался поджог машин конкурентов».

В Комитете по транспорту такие обвинения отметают, утверждая, что те, кто не прошел конкурс, могут работать по субподряду. А конкурентных войн быть не может, поскольку времена давно уже не те. «Времена изменились мало, — утверждает частный предприниматель Сергей Юрепин. — Несколько лет назад у меня уже пытались отнять маршрут. И в конце концов, после того как на мою семью было совершено разбойное нападение, я его отдал. Виновных в избиении моей семьи так и не нашли».

Что касается субподряда, то, по словам Андрея Колосова, в условиях конкурса содержится положение о том, что победители не могут привлекать к обслуживанию маршрутов третьих лиц. Значит, чиновники лукавят, и субподряд невозможен. Между тем, в кулуарах уже озвучена цена, которую проигравшие должны заплатить победителям за право остаться на маршруте. 300 рублей с «Газели» в день — и можешь работать. Оброк за вывод на линии больших автобусов проигравшим конкурс еще не озвучили.

Несомненно одно: пока перевозчики дерутся, страдать будут пассажиры. В Ассоциации частных перевозчиков полны решимости, как и в прошлом году, отменить результаты конкурса. Чтобы договориться, у чиновников и предпринимателей есть еще два месяца. Уже с февраля Комитет по транспорту может не продлить договоры с перевозчиками, не прошедшими конкурс. Но час икс наступит первого апреля. С этого дня обслуживать петербуржцев могут только победители конкурса.

Сергей Ворохов

Юридические статьи »
Читайте также