Абонентам дали три секунды

Петербургский студент, требовавший в суде от сотового оператора «МТС» возврата тарифа $0,01 за все звонки внутри сети (уже прекратившего существование) и возмещения морального и материального вреда, остался в свое время ни с чем. Не исключено, что с 1 июля сотовым операторам придется сталкиваться с подобными претензиями куда чаще.

С 1 июля вступают в силу новые правила взаимодействия сотовых операторов и абонентов, утвержденные российским правительством. Правила накладывают на сотовиков более высокие обязательства перед клиентами и теоретически дают последним больше возможностей отстаивать свои права. В правилах прописаны вопросы заключения, изменения и расторжения договоров на оказание услуг мобильной связи, порядок их оплаты, ответственность сторон и т. д. В частности, чиновники подарили всем абонентам три бесплатных секунды разговора и посекундную тарификацию с первой секунды разговора.

Два вопроса для суда

Но на самый сложный вопрос – о качестве связи – новые правила отвечают весьма туманно. Так, определена ответственность оператора за отсутствие связи – 3% «от стоимости услуг за каждый день (час) просрочки». Что имеется в виду – абонентская плата в пересчете на день (час) без связи или что-то другое – непонятно. К тому же в отсутствие нормативных стандартов качества доказательством его недостаточности по-прежнему может являться лишь решение суда. Существующая практика по этому вопросу настолько мала и разрозненна, что служить хоть каким-то ориентиром просто не может.

Еще одна вечная тема – конфиденциальность информации, переданной оператору. По новым правилам, если сведения об абоненте стали достоянием общественности, например в результате кражи баз данных, пользователь может потребовать возместить убытки и моральный ущерб. Впрочем, и сегодня абоненты, опираясь на общие нормы закона о связи, могут потребовать с операторов компенсации за утечку информации. Однако громкие скандалы с появлением на рынках баз данных сотовых операторов не привели к волне исков на эту тему. Да и новых исков операторы тоже не ждут.

Истцы с юрфака

Сейчас редкие судебные иски к операторам становятся в буквальном смысле хитами, и часто за ними прослеживается откровенная самореклама или банальное нежелание платить. В Петербурге, например, таким хитом стал два года назад иск студента-юриста Игоря Невзорова к Северо-Западному филиалу «МТС» – «Телеком XXI». Он пытался добиться возвращения тарифа $0,01 на все звонки внутри сети (ставшая классикой акция «МТС», запущенная при выходе на питерский рынок, закончилась в 2002 году), плюс компенсации материального и морального вреда. В другом случае уже московский юрист пытался добиться, опять-таки от «МТС», компенсации в связи с заменой кода в федеральных номерах абонентов сети. В обоих случаях позиции истцов были достаточно шаткими и не послужили опровержением общего мнения, что судиться с операторами бесполезно.

Операторы готовы

«Ничего принципиально нового правила не несут, – считает ведущий специалист ИАА «Неделя Сотовых Технологий» Илья Шатилин. – Разве что так называемые «жлобы» (не будем называть конкретные компании) теперь вынуждены будут вести себя как добропорядочные операторы – фактически, правила закрепляют постулаты бизнес-этики».

Сами операторы держатся спокойно. По словам руководителя пресс-службы ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Павла Нефедова, новые правила в значительной мере коррелируют с действующими Законами «О связи» и «О защите прав потребителей». Поэтому проблем не ожидается. В петербургском офисе «ВымпелКома» полагают, что большинство новых нормативов сегодня фактически и так применяется.

Дарья Мельник, Алексей Травин

Больше звонить - здоровью вредить  »
Юридические статьи »
Читайте также