"Нам нужны полномочия -- по слежке, проникновению на предприятие, -- как в Америке" Олег Коломийченко о деятельности УФАС

В рубрике "Тенденции" Ъ проанализировал взаимоотношения городского бизнеса с монополистами. О том, как у местного управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) складываются отношения с бизнесом, его руководитель Олег Коломийченко рассказал корреспонденту Ъ Александре Грицковой.

-- К кому из местных монополистов у вас больше всего претензий?

-- Судимся мы со всеми примерно в равной степени -- с "Ленэнерго", "Водоканалом", "Северо-Западным телекомом". На "Ленэнерго" и "Водоканал" в основном жалуются промышленники и строители -- за то, что они чего-то не подключили, а на "Северо-Западный телеком" -- субабоненты. Ситуация следующая: одна фирма сдает другой в аренду телефонизированный офис, а СЗТ требует с арендатора оплатить право пользования телефоном по тарифам за его установку -- шесть тысяч рублей сразу или по две тысячи рублей в год за каждый номер, и это помимо обычной ежемесячной оплаты. Согласитесь, неплохой доход, не требующий никаких дополнительных усилий со стороны телефонной компании. В конце января мы выиграли у СЗТ дело в суде кассационной инстанции. Однако сейчас компания пытается вывернуться из ситуации: она снизила расценки с шести до полутора тысяч рублей и переназвала услугу, но суть осталась прежней. Мы будем возбуждать новое дело.

-- Как ФАС относится к укрупнению бизнеса местных компаний?Например, в прошлом году путем слияния Петро-аэро-банка, Инкасбанка, Рускобанка и Выборг-банка образовалась Восточно-Европейская финансовая корпорация (ВЕФК). Они обращались к вам за разрешением?

-- Да, мы выдали им положительное заключение. Хотя разбираемся до сих пор: они отрицали, что являются финансовой корпорацией. Уставная деятельность ВЕФК определена как инвестиционная: координация и оптимизация работы дочерних предприятий. Заключенных договоров с кредитными организациями нет, финансовые услуги потребителю не предоставляются. Но при этом президент ВЕФК Александр Гительсон говорит о своей корпорации как о банковском холдинге. Впрочем, учитывая, что стратегическим направлением развития банковской системы РФ, по определению ЦБ, является ее капитализация, в том числе и путем объединения банков, антимонопольное управление должно поддерживать создание таких холдингов.

-- В этой связи сделка по поглощению Внешторгбанком петербургского ПСБ тоже не вызывает у ФАС вопросов?

-- Эта сделка согласовывается в Москве; насколько я знаю, все, что там происходило до сих пор, утверждено.

-- Если процессы слияния и поглощения в банковской сфере проходят вполне цивилизованно, то с продвижением банковских услуг все обстоит не так гладко. Например, игроки рынка экспресс-кредитования часто привлекают потребителя нулевым процентом, скрывая от него информацию о дополнительных доплатах. Не намерены ли вы предпринять какие-то действия в этой сфере?

-- А мы как раз сейчас и занимаемся тем, что изучаем, насколько реклама беспроцентных кредитов достоверна. Если докажем обратное -- будем добиваться, чтобы рекламу сняли.

-- А вообще закон "О рекламе" нарушают часто?

-- Самое распространенное нарушение -- отсутствие ссылки на наличие лицензии. Трудно бороться с использованием зонтичных брэндов в рекламе алкоголя и табака. Надеюсь, что в ближайшее время все-таки будут приняты изменения в федеральное законодательство, где они будут запрещены. Наша большая победа -- решение президиума Высшего арбитражного суда (ВАС), касающееся выделения без конкурса мест под рекламоносители фирме ОММ. Это итог двухлетней борьбы.

-- Но щиты ОММ висят по-прежнему...

-- А кто говорил, что в решении антимонопольного управления было записано демонтировать щиты? Главное -- что ВАС дал толкование нормы закона, касающееся льгот, указав, что под определение льготы подпадают любые эксклюзивные преимущества, которые в обязательном порядке должны согласовываться с антимонопольными органами. К тому же Городской центр по размещению рекламы был вынужден отменить систему скидок в зависимости от количества рекламомест.

-- Есть ли какие-то дела в связи с новой редакцией закона о рекламе пива?

-- Да, у нас были замечания к "Балтике", "Вене" и Комбинату имени Степана Разина -- за отсутствие предупреждения о возможном вреде употребления пива, но компании быстро отреагировали.

-- Еще одно явление, с которым ФАС приходится иметь дело -- ценовые сговоры. Оно распространено в Петербурге? Например, в конце прошлого года УФАС начинало расследование на предмет наличия сговора местных нефтетрейдеров. А недавно вы заявляли о признаках картельного сговора между крупными ритейлерами, которые диктуют цены поставщикам. Будете возбуждать дело?

-- Пока у нас нет информации, что между нефтетрейдерами в Петербурге имеет место ценовой сговор. Что касается ритейлеров, то я не вижу пока необходимости в возбуждении дела. Тем более что у нас нет заявлений от поставщиков. Но я не исключаю, что такие заявления появятся.

-- В последнее время в экономике Петербурга усилилась роль государства. Например, власти хотят регулировать те же закупочные цены и количество товаров петербургских производителей на полках магазинов. По-вашему, чиновники имеют право вмешиваться в ситуацию на рынке?

-- Право имеют, но не административными средствами, а путем переговоров. Власти должны помогать сохранению определенной пропорции между крупным и малым бизнесом, в этом -- залог экономической стабильности. А вот сообщения о том, что Смольный намерен убрать киоски с остановок, нас беспокоят.

-- Кто-нибудь из владельцев ларьков к вам обращался?

-- С конкретным заявлением -- нет. Но мы и не можем пока вмешиваться в ситуацию, так как нет распоряжения правительства, где была бы прописана ликвидация киосков. Все это, вероятно, существует на уровне устных указаний главам районов.

-- Можно ли прогнозировать, с какими проблемами УФАС столкнется в этом году?

-- Многое зависит от того, в какой редакции будет принят новый закон "О защите конкуренции", который сейчас рассматривается в Госдуме. Он объединит два закона -- "О конкуренции на товарных рынках" и "О защите конкуренции на финансовых рынках". Самое главное нововведение -- ужесточение санкций: величина штрафа будет привязана к обороту компании, а не к величине МРОТа, как сейчас. Кроме того, если удастся усилить наши позиции в части самостоятельных расследований, думаю, будет больше дел по картельным сговорам. К сожалению, в последнее время суды нередко требуют, чтобы сговор доказывался неким документом, подписанным предпринимателями. Но и нам тогда нужны дополнительные полномочия -- по слежке, проникновению на предприятие, -- как в Америке. И содействие милиции, подкрепленное законодательно.

Деньги на льготы  »
Юридические статьи »
Читайте также