Депутаты ратуют за "Морской "грузовой" фасад"

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга одним небольшим изменением проекта закона относительно строительства порта радикально изменили судьбу Васильевского острова. Причем в худшую сторону.

Убедительный "родинец"

На минувшей неделе местные парламентарии внесли небольшую правку в собственное постановление. Однако эта самая поправка в корне меняет назначение будущего порта. Согласно поправке, "строящийся морской пассажирский терминал на Васильевском острове" будет называться "строящимся морским торговым портом на Васильевском острове, включающим морской пассажирский терминал". Эту существенную разницу в формулировке парламентарии дружно посчитали "формальностью", и проект легко прошел голосование. Так незаметно из крупного "стратегически важного" городского проекта, задуманного для привлечения туристов, строящийся пассажирский порт в центре Петербурга стал торговым. То есть грузовым.

Еще осенью представители управляющей компании "Морской фасад" уверяли журналистов, что о строительстве грузового терминала на территории Васильевского острова не может быть и речи. То же самое утверждали и самые высокопоставленные чиновники из Смольного. Депутаты декларировали, что без нового пассажирского порта город ежегодно теряет тысячи круизных туристов, которые не приезжают только потому, что не хотят "выгружаться" по соседству с контейнерами.

Между тем в минувшую среду на очередном заседании ЗакСа инициатор поправки депутат Игорь Артемьев из фракции "Родина" без труда убедил коллег, что изменение нескольких слов в постановлении не более чем "редакционная правка". По его словам, в городскую администрацию поступило письмо из Минтранса, в котором содержалась просьба о присвоении вышеупомянутому "географическому объекту" нового названия. По версии Артемьева, название порта необходимо привести в соответствие с некоей классификацией, по которой пассажирский порт должен обязательно называться "торговым" . Даже если на деле он будет принимать исключительно пассажиров. При этом Артемьев подчеркнул, что данная "формальность" никак не изменит целевое назначение объекта.

Почему депутаты с такой легкостью поверили Артемьеву на слово и дружно проголосовали за грузовой порт, не знают, как выяснилось, даже в самой управляющей компании "Морской фасад". Накануне ее представитель Александр Шимберг не смог прокомментировать, зачем депутаты меняли текст собственного постановления. Он заявил корреспонденту "ТС" буквально следующее: "Компания "Морской фасад" не имеет к этому никакого отношения. Обратитесь к депутатам с вопросом, зачем они это сделали".

Коллеги помогают олигарху заработать?

Заметим, что инициаторами поправок в текст постановления о "намыве" стали именно депутаты из фракции "Родина". Фактическим владельцем специализирующейся на контейнерных перевозках компании First Quantum (она учредила офшоры, которые, в свою очередь, являются учредителями УК "Морской фасад") является известный олигарх и депутат Госдумы от "Родины" Виталий Южилин. В 2004 году он продал крупный пакет акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и, судя по всему, занялся другим проектом - строительством "Морского фасада".

Порт изначально хотели сделать грузовым, иначе для того, чтобы "отбить" вложенные в его строительство капиталы, потребовались бы десятилетия. Согласно подготовленному УК "Морской фасад" технико-экономическому обоснованию для того, чтобы окупить проект в течение 10-12 лет, в городе должен наступить настоящий туристический бум - ежегодно в Петербург морем должны прибывать 12 миллионов туристов. Учитывая, что сейчас количество приезжающих к нам на отдых иностранцев не превышает 3 миллионов в год, эти планы кажутся просто фантастическими.

"Морской фасад" изначально планировалось сделать грузовым. Это подтверждает и тот факт, что президент управляющей компании Шавкат Кары-Ниязов параллельно возглавляет Национальную контейнерную компанию. В общем, интерес строителей "Морского фасада" к грузовым перевозкам очевиден. А проект Западного скоростного диаметра, который позволит возить контейнеры прямо к "Морскому фасаду", прекрасно вписывается в идею появления в городе еще одного грузового терминала.

- С самого начала было ясно, что инвесторы попытаются сделать все возможное, чтобы порт был в первую очередь грузовым, а не пассажирским. Возводить на Васильевском острове пассажирский терминал невыгодно, проект не окупится, - считает политолог Борис Вишневский. - В лучшем случае "Морской фасад" будет выполнять смешанную функцию - принимать и пассажиров, и грузы.

Однако очевидно, что новое постановление ЗакСа противоречит распоряжению федерального правительства от 5 декабря 2005 года , которое перевело зону "намыва" из водного фонда в землю поселений в целях строительства "морского пассажирского терминала". Следовательно, его можно будет оспорить в суде. Понятно, что изменить распоряжение федерального правительства городские парламентарии не в силах. Однако, по мнению экспертов, принятая депутатами ЗакСа поправка может помочь их коллеге из Госдумы и олигарху в реализации его планов по строительству на Васильевском острове грузового терминала.

Надежда Зайцева

Юридические статьи »
Читайте также