Сомнамбулический гамбит Редакционная статья

У же не только специалисты, но и чиновники осознали главную проблему реформы ЖКХ – пассивность жильцов (точнее, владельцев квартир), основная масса которых упорно не желает заниматься управлением своей собственностью. Однако эта реформа поднята в нашей стране на политический уровень, и потому власти стараются не мытьем так катаньем вывести сферу ЖКХ в рынок. Поскольку «король рынка» – покупатель (в нашем случае – квартировладелец) «спит», то его имманентную функцию настройки рынка чиновники пытаются исполнить сами. Так, Жилищный комитет администрации Санкт-Петербурга придумал для этого (с подачи Жилищного кодекса ) конкурсы на обслуживание домов «сонного царства».

Однако сама конструкция этих конкурсов в очередной раз демонстрирует несовпадение интересов бюрократии (как одной из общественных корпораций) с интересами самого общества. Воспользовавшись случаем, чиновники задумали одновременно решить и свою управленческую проблему – хронического недоремонта жилых зданий. Хотя проблема эта, как известно, возникла исключительно по вине государства, чиновники попытались частично решить ее за счет организаций, обслуживающих дома. Вместо того чтобы недоремонт ликвидировать на средства из бюджета, а конкурсы, в соответствии с интересами жильцов, проводить исключительно на право обслуживания домов, администрация сделала конкурсным параметром объем инвестиций в ремонт (побеждает тот, кто предложит наибольший объем вложений). Вкупе с другими дефектами конкурсов (контракт всего на один год; невнятные условия и, соответственно, результаты конкурсов, вызывающие подозрения в злоупотреблениях) все это отпугивает частные компании, причем чем дальше, тем больше. Все более очевидной становится неудача этого способа установления рыночных отношений в ЖКХ, что вполне закономерно: подмена естественного рыночного механизма, основанного на осознанном выборе товара покупателем, порождает и эрзац результата.

Между тем есть в этой неудаче власти и положительная сторона. У обжегшихся на конкурсах частных компаний не остается другого выхода, кроме как повернуться лицом к клиенту – ходить по домам, уговаривать жильцов создавать ТСЖ и заключать с ними прямые договоры на обслуживание (сейчас, в отсутствие ТСЖ, такие договоры заключают казенные жилищные агентства). Вообще-то компании на любом рынке и так должны этим заниматься. Но они ленятся – «спят», как и потенциальные покупатели их услуг, рассчитывая на халяву – либо на заказы в новых домах, где ТСЖ создаются автоматически (этого требует процедура сдачи дома в эксплуатацию), либо на государственные лоты по конкурсу, либо на то, что образовавшиеся ТСЖ сами к ним придут. Нет сомнений – если бы бизнес проявлял большую активность, процесс создания ТСЖ и вхождения сферы ЖКХ в рынок шел бы гораздо быстрее. То обстоятельство, что халява в виде конкурсов не проходит, создает дополнительный стимул компаниям наконец «проснуться» самим и начать «будить» население.

Вообще говоря, ситуация порождена спецификой массовой приватизации жилья в постсоветской России. В Западной Европе такой проблемы нет – там основная часть жилых домов находится в частной собственности и хозяева организуют обслуживание сами. Нет у европейцев и особых трудностей с коллективными решениями. У нас обе проблемы налицо. Причем благодаря стечению обстоятельств (почти все население – квартировладельцы) эти проблемы тесно связаны и решение одной стимулирует решение другой – чем активнее жильцы будут находить общий язык для создания ТСЖ, тем быстрее будет прогрессировать и наше гражданское общество. Потому что механизм в обоих случаях тот же – развитие межличностных коммуникаций. Так что пробуждение сонного царства жильцов разбудит и гражданское общество. По многим признакам, народ уже готов проснуться. Но процесс значительно ускорит громогласный петух, роль которого вполне мог бы сыграть бизнес – с пользой для себя и общества.

Свет в конце тоннеля  »
Юридические статьи »
Читайте также