Каким будет морской фасад Петербурга?

Проект строительства нового пассажирского порта на Васильевском по-прежнему вызывает оживленные дискуссии

Вчера проходил круглый стол, посвященный проблемам строительства морского пассажирского терминала и новых жилых и деловых кварталов на западе Васильевского острова. Выяснилось, что против строительства терминала, по большому счету, никто не возражает. Спорные вопросы связаны с планируемым компанией "Морской фасад" строительством жилья и бизнес-центров.

"Городу нужен новый пассажирский порт, - заявил на встрече в информационном агентстве "Росбалт" директор "Морского фасада" по связям с общественностью Александр Шимберг. - Сейчас мы не можем принимать современные суда, потому что мощности нынешнего порта этого не позволяют. Круизное судоходство во всем мире развивается в сторону увеличения размера судов, а мы не можем принять то число туристов, которые хотели бы посетить наш город. Хотя общее число туристов, посещающих Петербург, сократилось, число туристов, прибывающих на круизных лайнерах, возросло на треть.

Технико-экономическое обоснование проекта согласовано со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. Что касается намыва территорий вокруг терминала, то на берегу залива должен быть деловой и бизнес-центр, как во многих крупных городах мира".

"Я тоже за строительство порта, - ответил ему председатель комиссии Законодательного собрания по городскому хозяйству Михаил Амосов. - Но я считаю поспешным проект строительства новых жилых кварталов на намытых землях. Да, в ряде городов мира тоже ведут намыв. Но, во-первых, это делается только в безвыходной ситуации, когда, как в Сингапуре, Кобэ, Гонконге или Токио, вся имеющаяся территория уже освоена. Чего никак нельзя сказать о Петербурге, где достаточно возможностей строить в других местах. А во-вторых, в этих городах на новых территориях строят только транспортные или промышленные объекты. Поэтому я подал поправку к генплану и предлагаю установить, что к западу от Васильевского новые территории можно создавать только для строительства морского терминала".

Кстати, по словам Амосова, Управление Федерального агентства объектов недвижимости по Петербургу еще в июле 2005 года провело землеотвод в Невской губе (именно на том участке, где "Морской фасад" собирается вести намыв). И в этом документе сказано: "разрешенное использование - для размещения объектов транспорта". Между тем "Морской фасад" говорит о строительстве не только терминала, но и жилых и деловых зон на площади более 300 гектаров (сам терминал занимает лишь 135 гектаров).

Александр Шимберг, впрочем, считает, что обсуждать сейчас вопросы о будущем жилом строительстве преждевременно, поскольку еще нет проекта детальной планировки и нет инвестиционного договора, определяющего права и обязанности инвесторов. Он полагает, что все это надо будет обговаривать в будущем году, когда решатся указанные вопросы. При этом он не стал посвящать журналистов в подробности и сообщать, например, кто именно будет вкладывать деньги в строительство и за счет чего "Морской фасад" намерен окупить затраты на намыв.

Не удалось получить ответ и на один из наиболее существенных вопросов, касающихся затрат городского бюджета на обустройство будущих жилых кварталов. Понятно, что инвесторы построят только жилые дома, но всю инфраструктуру - дороги, инженерные сети, школы, поликлиники, детские сады - должен взять на себя город. Между тем этих затрат никто пока не оценивал. Как никто не оценивал и потери, которые могут понести жители нынешней западной части острова, которые когда-то покупали себе квартиры с видом на залив, а теперь должны будут жить много лет с видом на большую стройку.

Агентство социальной информации под руководством Романа Могилевского и центр СНИЦ провели исследования, из которых следует, что более 75 процентов граждан считает, что городу в принципе нужен новый порт. При этом 72 процента опрошенных полагают, что порт на Васильевском принесет "больше хорошего, чем плохого", и только 5 процентов придерживаются противоположного мнения.

Что касается жителей Васильевского, то 56 процентов поддерживают строительство порта и только 10 процентов - против. Казалось бы, ответ дан? Но ведь социологи не задавали самый "спорный" вопрос: об отношении к строительству жилых кварталов. Да, с тем, что нужен новый порт, особо никто не спорит, и данные опроса это подтверждают. Но нужно ли в этом месте намывать сотни гектаров, чтобы строить жилье? Убедительных аргументов в пользу этого вчера не прозвучало...

Возможно, какую-то ясность внесет предстоящее второе чтение закона о новом генеральном плане, которое должно состояться в ноябре. В целом же генплан должны принять до конца года.

Морской фасад в цифрах:

Общая площадь образования территории - 450 га, в том числе:

- морской пассажирский терминал - 67 га;

- жилая застройка - 148 га;

- общественно-деловая застройка - 56 га;

- земли общего пользования - 179 га;

- зеленые насаждения - 49 га.

Жилищное строительство - 1,155 млн кв. м.

Общественно-деловая застройка - 76 тыс. кв. м.

Стоимость строительства морского пассажирского терминала - от 200 до 240 млн долларов.

Официальная сметная стоимость строительства по всему комплексу - 29,2 млрд рублей.

Окупаемость проекта согласно "пессимистическому" сценарию - от 10 до 12 лет.

Виктория Работнова

"Морской фасад" затмила политика  »
Юридические статьи »
Читайте также