Лоббизм не пройдет?

Насколько загадочно и мозаично наше федеральное законодательство, продемонстрировала недавняя история с попыткой принятия питерским ЗакСом законопроекта "Об ограничении лоббистской деятельности в Санкт-Петербурге" . На федеральном уровне в юридическом смысле это понятие отсутствует. Само явление есть, а юридически оно не прописано. Следовательно, формально лоббизма в России нет. Равно как и коррупции - нет такого термина в Уголовном кодексе РФ , и все тут. С чем борются наши правоохранительные органы и многочисленные комиссии по противодействию коррупции - бог весть... Вот разные законы про переносы праздников - это пишется народными избранниками в Охотном ряду с удовольствием и быстро. А все, что связано с большими деньгами и серьезными интересами бизнеса и власти, - это скрытая от простых граждан жизнь и, судя по всему, прибыльная. Иначе давно бы появились соответствующие законы, которые при выстроенной вертикали власти и усилении влияния на государственную жизнь правоохранител ьных органов выполнять гораздо проще, чем в эпоху разнузданной демократии Ельцина.

В этом смысле попытка депутата Законодательного собрания Игоря Михайлова - автора законопроекта "Об ограничении лоббистской деятельности в Санкт-Петербурге" - ввести лоббизм в цивилизованное русло хотя бы в отдельно взятом регионе выглядела поистине революционной. В ответ на слова вице-спикера ЗакСа Юрия Гладкова об отсутствии аналогичного федерального закона, дающего юридическое обоснование для местной инициативы, депутат Михайлов заметил: "Когда мы пытаемся политизировать какие-то экономические процессы, мы говорим "коррупция" и используем Уголовный кодекс, где есть только такие понятия, как злоупотребление служебным положением в органах государственной власти, а самого слова "коррупция" до сих пор нет. Лоббизм - это тоже формулировка, которая давно существует в литературно-политической сфере. И если мы введем термин "лоббизм" в наше законодательство, это никак не будет противоречить федеральному законодательству, это не является предметом чьего-то ведения. Законопроект просто сдела ет более цивилизованной инвестиционно-хозяйственную деятельность в Петербурге. На сегодняшний день российский законодатель в неполном объеме регулирует те процессы, которые складываются по мере развития нашего государства. Но какие-то шаги надо делать! Или будем ждать, пока федералы развернутся в эту сторону? Не лучше ли двигаться самостоятельно? Отсутствие на федеральном уровне соответствующих норм не означает, что у нас отсутствует право сделать попытку принятия такого закона".

Но коллеги-депутаты не вняли доводам Игоря Михайлова - "за" проголосовали только 17 человек. Что и неудивительно, как заметил сам автор отвергнутого закона об ограничении лоббизма в Петербурге, презентуя свое детище: "Только за 9 месяцев в город пришло прямых инвестиций 900 млн долларов. А инвесторов приводят сюда лоббисты! И сидят они в основном внутри власти либо крутятся около нее..." Так что, скорее всего, законопроект о лоббизме разделит участь другой законодательной инициативы г-на Михайлова - Инвестиционного кодекса Петербурга , на который губернатор наложила вето.

Правильная постановка вопроса  »
Юридические статьи »
Читайте также