Кто платит, тот и заказывает социальную среду

По данным ЗАО «Ленпромстройпроект», 30% жилфонда Петербурга не соответствуют санитарным нормам и продекларированному в городе качеству среды, из них 12% - в ветхом состоянии. Кроме того, значительную часть производственных территорий используют неэффективно

Что делать с таким «наследием»? Ответ должен был дать генплан , в котором предусмотрено резервирование земли под инфраструктурные нужды. Однако из анализа его проекта вытекает, что в Петербурге пока так и не смогли перейти к комплексному использованию территорий.

Основной критерий оценки - соотношение уровня земельной ренты к затратам на содержание территорий. Проблема в том, что рента растет слишком медленно, а инфраструктурные расходы, наоборот, слишком быстро. Это не позволяет говорить о создании условий для улучшения качества городской среды. Она развивается с нарушением баланса интересов граждан мегаполиса. В первую очередь страдает та часть населения, которая нуждается в доступном жилье в районах, где обеспечен хотя бы минимум социальных услуг.

Фактически доминируют интересы застройщиков и корпоративных инвесторов, которые заботятся, прежде всего, о своей прибыли. В результате в новых жилых домах повышают до евростандартов только уровень комфорта квартир, а с обеспеченностью школами, детскими садами, поликлиниками, досугово-образовательными центрами ситуация даже хуже, чем была в доперестроечные времена.

Сокращаются зеленые зоны, призванные поддерживать хотя бы прежний уровень экологической безопасности мегаполиса. Это происходит, потому что в роли заказчика строительства давно уже выступают частные компании, которые располагают тысячью способов уклониться от требований горожан сохранить парки, скверы.

Главное препятствие не в том, что на решение комплексных задач не хватает средств, а в том, что их не ставят в практической плоскости: с определением этапов и приоритетов развития, оценкой объемов затрат и вариантов поступления средств, планированием преференций и дотаций для инвесторов. Потому будущий генплан Петербурга может в итоге превратиться в очередной инструмент латания дыр. В краткосрочной перспективе город от этого получит доход. Но в дальней это обернется дополнительными расходами на гармонизацию инфраструктуры.

Особенно если учесть, что сейчас городские власти слабо контролируют процесс перераспределения земель и изменения их функций. Например, после того как западные предприниматели стали вкладывать средства в строительство новых производств, складов, логистических парков и супермаркетов, девелоперы бросились скупать сельхозугодья на территории Петербурга. Еще недавно они занимали одну пятую всех земель мегаполиса, а сегодня их доля значительно сократилась.

Александр Воеводин

Страховой полис на полке финансового супермаркета  »
Юридические статьи »
Читайте также