Кому от штрафов жить хорошо

Всех, кто против повышения штрафов за нарушения Правил дорожного движения , мы приглашаем на угол проспекта Энгельса и Гданьской улицы. Там есть огромный камень, на котором лежит венок из цветов. Около этого камня часто стоит плачущая женщина. Несколько месяцев назад посередине проспекта Энгельса, почти напротив камня, она стояла со своей 12-летней дочкой. Было раннее темное утро, они ждали, пока пройдет поток машин, чтобы перейти дорогу. Неожиданно на встречную полосу вылетел джип, который задел девочку, протащил ее на огромной скорости несколько метров и отшвырнул в сторону. Ребенок погиб на глазах у матери...

Водитель джипа так поступил случайно. Он знал, что ему ничего не будет за выезд на полосу встречного движения. Ну почти ничего (про то, что там окажется ребенок, он, естественно, не думал). Потому что действующие сейчас штрафы за нарушения Правил дорожного движения - самообман и профанация. Равно как повышение размеров некоторых из них с 1 января этого года.

50 процентов

Что такое увеличение штрафов за нарушение Правил дорожного движения с точки зрения простого российского автомобилиста? Ясное дело: праздник для парней с полосатыми жезлами. И, соответственно, дополнительные неприятности для нас с вами, крутящих баранку под прицелами зорких инспекторских глаз и радаров. Что такое повышение штрафов для сотрудников Госавтоинспекции? То же самое. Это только говорят, будто автомобилисты и гибэдэдэшники пребывают в состоянии перманентного противостояния. Противостоянием тут и не пахнет. Вопросы решаются полюбовно - с обоюдного согласия сторон. Неформальный прейскурант, кстати, придуман гибко, с учетом всех возможных повышений штрафов, которыми время от времени грешат власти, - 50 процентов.

Понятное дело, повышение размера штрафа для автомобилиста неприятно - все равно ж 50 процентов. А инспектору, наоборот, приятно - опять же, 50 процентов! Мы суем инспектору купюру, но ругаем не его, а правительство, депутатов Государственной думы. Они же очередную поганку нам придумали! Инспектор, как и автомобилист, один закон исполняет. Только непонятность некая вырисовывается: а где тут интерес государства? Для чего все это?

Давайте разберемся, для чего нужны штрафы за нарушение Правил дорожного движения. Ответ простой и всем понятный: чтобы меньше людей гибло и калечилось на дорогах.

Размеры штрафов растут? Растут. По чуть-чуть, но довольно часто. Количество убитых и раненых на дорогах Петербурга растет? Растет. В год в Петербурге и области тысячи по полторы человек в ДТП гибнут. А раненых на дорогах - страшно подумать - около 12 тысяч человек ежегодно! Раза в три больше, чем на чеченской войне.

Каковы слагаемые аварийности на дорогах? Понятно каждому: нарушения нарушителей и взятки гаишников. Примитивный пример: попался на пьянке, дал двести, ну триста баксов, следующий раз напился за рулем вновь, но не попался. Зато сбил насмерть ребенка... Не растет, в общем, правосознание наших водителей пропорционально росту штрафов.

И еще интересная статистика. Совсем недавно в беседе с представителем одного из средств массовой информации заместитель начальника Управления собственной безопасности ГУВД Вадим Резников сказал, что чаще остальных в поле профессионального зрения сотрудников УСБ попадают именного сотрудники нашего УГИБДД. Рост правосознания гаишников с ростом штрафов также не наблюдается.

Вывод очевиден: пользы от повышения штрафов за нарушения ПДД никакой! Почему?

штрафной МРОТ

Для понимания ситуации попробуем выделить, скажем, пять самых больших штрафов за самые страшные дорожные нарушения.

1. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления, - штраф до 8 МРОТов.

2. Превышение скорости движения более чем на 60 километров в час, - штраф до 5 МРОТов.

3. Нарушения ПДД, связанные с пересечением железнодорожного переезда, - штраф 5 МРОТов.

4. Выезд на встречную полосу там, где это запрещено, - штраф до 5 МРОТов.

5. Нарушения ПДД, повлекшие причинение легкого вреда здоровью потерпевшему, - штраф до 8 МРОТов.

Уравнение, можно сказать, с одним неизвестным: МРОТ для исчисления штрафов определен раз и навсегда - 100 рублей.

Что такое 500, даже 800 рублей для владельца самой простенькой средненькой иномарки стоимостью 10 тысяч долларов? А про 50 процентов не забыли? В общем, автовладелец перетерпит, зато среднестатистический инспектор за дежурство по 200 - 300 рублей насобирает вполне прилично. Мудрые, мудрые мужики 50 процентов придумали. Но, оказывается, есть еще более хитрые дяди, благодаря которым эти 50 процентов работают.

2 июня 2000 года депутаты Государственной думы приняли Закон "О минимальном размере оплаты труда" , в соответствии с которым штрафы за нарушения ПДД в России исчисляются исходя из непонятно на чем основанного соображения, будто минимальный размер оплаты труда составляет вечные 100 рублей. Благодаря этому практически любое повышение штрафов за нарушение Правил дорожного движения никак на количество нарушении этих правил не повлияет. Потому что оно, это повышение, по-любому будет смешным в реальной жизни. Где работает закон - 50 процентов.

Ужин при свечах

А теперь представим на минутку, что "штрафные" МРОТы - настоящие. Что за выезд на встречную полосу придется платить не 500 рублей, а 4000, за управление автомобилем человеком, лишенным права им управлять, - не 800 рублей, а 6400. Ведь настоящий, официальный МРОТ сейчас - 800 рублей. А совсем скоро он, прогнозируют, перемахнет за тысячу. Правда, выезд на полосу встречного движения предусматривает изъятие водительских прав, благодаря чему неформальная ставка возрастает до полутора-двух тысяч рублей. Но это - от лукавого. Как только наши власти расхотят, чтобы инспекторы на дорогах взятки брали, право отнимать права будет передано судам, и все встанет на свои места.

Как вы считаете, к чему это приведет? К беспрецедентному вымогательству на дорогах? К гаишному беспределу? Эти аргументы - самые распространенные среди противников больших штрафов. Но не спешите. Не все, что повторяется часто, правильно. Представьте себе ситуацию: вы больше чем на 60 километров в час превышаете разрешенный скоростной режим, и вас ловит инспектор. По закону вы должны заплатить штраф в размере 5 МРОТов. Настоящих, полноценных МРОТов. Это 4000 рублей. По жизни вы должны заплатить 50 процентов. Это 2000 рублей. И что, вы отдадите просто так такую сумму? Да ни за что на свете! И жадность тут абсолютно ни при чем. Просто большинству людей деньги не так-то легко достаются, чтобы подобными суммами разбрасываться.

Вы неожиданно перестанете спешить, вы любезно согласитесь сесть в машину инспектора и сами (да-да, сами!) предложите ему составить протокол об административном правонарушении, на основании которого когда-то потом заплатите штраф через сберкассу. Это великий двигатель рыночной экономики, который называется "когда-нибудь потом". На нем основана политика всех европейских и американских кредитных учреждений, работающих с частными лицами (кстати, там, за кордоном, дорожные штрафы - мама не горюй). Но "фишка" даже не в этом.

Вопрос к мобильным читателям: вы поедете на полосу встречного движения, зная, что оно реально будет вам стоить 4000 рублей? Хорошо, пусть 2000 - с учетом пресловутых 50 процентов? Да нет конечно! Вы потратите лучше эти деньги на новые ботинки своему ребенку или ужин при свечах в ресторане с любимой женщиной.

А теперь еще вопрос. Как вы думаете, понимают ли сотрудники ГИБДД, от сержанта до генерала, что с реальным увеличением штрафов за нарушение правил дорожного движения коррупционная составляющая практически исчезнет? Что не станет 50 процентов? Ау! Господа депутаты, кто там у вас с коррупцией борется?

Про скептиков

Скептики скажут: мол, ребята, вы идеалисты. Будут большие штрафы, неформальная такса0 тоже изменится. 50 процентов превратятся в двадцать или даже в десять. Неужто наш российский водитель с нашим же российским гаишником не договорятся?

Сотрудники ГИБДД, с которыми мы в неформальный обстановке говорили об этом, утверждают, что такое невозможно. Аргументация несколько частная, но профессионально веская: человек, привыкший иметь 50 процентов, не возьмет десять. Не возьмет, и все. Кроме того, в наших силовых структурах имеются специальные подразделения, заточенные под борьбу с коррупцией. Опять же кто мешает сделать так, чтобы зарплата каждого инспектора зависела от количества полученных через него государством штрафов? Кто мешает сделать так, чтобы люди в погонах держались за свои рабочие места? Было бы желание...

Не забывайте также про показатели. Никакой инспектор не может себе позволить работать только на карман. Он обязан оформлять и официальные штрафы - чтобы перед руководством отчитываться. И никто не знает, как в каждом конкретном случае решит поступить инспектор. Может, как раз на вас он свой показатель и сделает!

Есть еще мнение, будто гаишные штрафы носят чисто умозрительный характер. Мол, хочешь - плати, не хочешь - не плати. Судебный пристав из-за этого все равно не придет описывать твое имущество.

Абсолютно, кстати, справедливая точка зрения. Из-за пятидесяти рублей не придет. И в суд из-за них Управление ГИБДД скорее всего подавать на вас не будет. Зато когда вы задолжаете, скажем, 12 тысяч рублей за пару-тройку нарушений, ситуация будет видеться совсем по-другому. И юридический отдел УГИБДД в суд пойдет, и пристав заскочит к вам на чашечку чая. Вам это надо?

От Редакции. Согласитесь, точка зрения автора статьи довольно критична по отношению к состоянию дел в области штрафов на дорогах. Будем признательны за продолжение разговора на эту тему. Приглашаем к нему всех заинтересованных. Письма можно присылать на электронный адрес: pisma@vecherka.spb.ru.

Прямая речь

Сергей, инспектор УГИБДД, лейтенант милиции:

- Серьезные штрафы невыгодны прежде всего нашему руководству, которое требует, чтобы все инспекторы сдавали ежемесячно фиксированную сумму наличными. Кто не сдаст - о карьере в ГИБДД может забыть. А сдавать может только тот, кто берет взятки на дорогах. Будут большие штрафы - люди перестанут давать взятки.

Марианна, домохозяйка, автолюбитель:

- Будут большие штрафы - будут большие взятки на дорогах. В торжество справедливости среди сотрудников ГИБДД я не верю. Вы бы видели, с какой жадностью смотрят инспекторы, когда им удается поймать меня на превышении скорости! Причем обгоняющие меня "Жигули" они не останавливают. Им нужна я -- хорошо одетая женщина на дорогом джипе!

Семен Полосков

Рейдеры заказали реактор ЛАЭС  »
Юридические статьи »
Читайте также