Продолжаем учиться на ошибках

Очередные налоговые новации едва не оставили казну без налогоплательщиков.

После вступления в силу городского Закона о едином налоге на вмененный доход выяснилось, что в принятой редакции он увеличивает отчисления в бюджет для малых предприятий в 2-10 раз и большинству из них грозит разорением, вынуждая уходить "в тень". О чем немедля заявило деловое сообщество, и депутаты с исполнительной властью прислушались к доводам, что налоговую нагрузку следует снизить.

Поправки по этому поводу в Законе о ЕНВД должны быть утверждены законодателями в конце апреля, об этом сообщил председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга Владимир Бланк. Однако за первый квартал предпринимателям придется заплатить налог по прежним коэффициентам: учесть новые налоговая инспекция не согласилась. В дальнейшем, правда, возможен перерасчет.

Последствия ошибочного нововведения подтвердили исследования, проведенные рабочей группой комитета экономического развития с участием предпринимателей. Под действие Закона о ЕНВД подпадают около 89 тысяч фирм. Ставка налога составляет 15 процентов от возможного дохода, рассчитывается с применением корректирующего коэффициента базовой доходности (К-2) и устанавливается местным законодательством в пределах от 0,01 до 1.

В Петербурге этот коэффициент был утвержден по максимуму без должного учета специфики, рентабельности, местоположения и прочих особенностей доходности бизнеса. В поправках все это принято во внимание. А предприятия общественного питания вообще выведены из состава налогоплательщиков ЕНВД, чтобы не ухудшать их финансовое положение.

Выше среднего установлен коэффициент для высокорентабельных видов услуг и торговли (ремонт аудио- и видеоаппаратуры, бытовой и компьютерной техники и т. д.). Ниже среднего - для социально значимых услуг и товаров (ремонт обуви и одежды, торговля детскими товарами, хлебобулочными изделиями и пр.). А также для пригородов. Специальная поправка предусматривает, что в случае изменения налогового законодательства и ухудшения финансового положения предприятие имеет право на сохранение налогового режима в течение четырех лет с момента регистрации.

Предварительный расчет доходов в бюджет от налога с поправками, которые радикально меняют ситуацию по сравнению с законом в первой редакции и не вытесняют налогоплательщиков с рынка, может составить 983,3 млн рублей. Злополучный закон был принят во времена прежнего состава городской власти. Но все равно остается старый-престарый вопрос: а почему бы все это не учитывать сразу и не издавать ошибочных законов (а таких уже без счета)? Тем более что надежно подстраховаться не сложно: нужно только для предварительной экспертизы законопроектов, касающихся предпринимательства, сразу привлекать самих предпринимателей, которые и сами себя не подведут, и законодателей оградят от конфуза.

По данным Государственного комитета по статистике, доля малого предпринимательства в структуре внутреннего регионального продукта Санкт-Петербурга составляет 25 процентов, доля в общем объеме налоговых поступлений - 27 процентов. Это почти в 3 раза выше, чем в среднем по России. И во столько же меньше, чем в преуспевающих западноевропейских странах.

Лев Аникин (Время & деньги (приложение к газете Невское время))

Юридические статьи »
Читайте также