Госзакупки приоткроют

Белый дом не устраивает ситуация с закупками для госнужд. Минэкономразвития подготовило законопроект, разрешающий участвовать в конкурсах иностранным подрядчикам и отечественным оптовикам. Самому ведомству будет предоставлено право приостанавливать контракты, если нарушены правила закупок. Это, считают эксперты, сэкономит государству до $1,5 млрд.

Сегодня правительство обсудит меры по повышению эффективности закупок товаров и услуг для госнужд. Ситуация в этой сфере удручающая. При том, что доля госзакупок составляет около 40% расходной части бюджета (920 млрд руб. ) , на конкурсах в прошлом году куплено для государственных и муниципальных нужд на 305,8 млрд руб. Как следует из подготовленных к заседанию материалов Минэкономразвития, особенно не в почете конкурсы у Минтранса (12,2% ), МВД (15,7% ), Минсвязи (21,6% ). Хотя открытый конкурс по закону является основным способом размещения заказов, его доля в первом полугодии 2003 г. составила 6,2% от общего числа конкурсов и других способов закупок.

Из доклада первого замминистра экономразвития Андрея Шаронова следует, что госзаказчики зачастую игнорируют юридические нормы: не мотивируя, отстраняют от конкурса одних и так же необоснованно объявляют победителем других. Ведомства нередко действуют в интересах узкого круга предприятий, среди которых немало ГУПов. "Сплошь и рядом бывает, что конкурс выигран по умеренной цене, а заключенный потом контракт стоит бюджету намного дороже", - говорит гендиректор Федерального центра проектного финансирования Александр Шамрин. Часто используются "закупки у единственного источника": заказчик обосновывает это необходимостью срочно провести конкурс либо соблюсти гостайну.

Чтобы закрыть правовые бреши, помогающие избегать конкурсов, МЭРТ внес в правительство законопроект "О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг для госнужд". Как утверждают в аппарате Белого дома, документ осталось согласовать с ГПУ администрации президента, и в ближайшие недели он будет рассмотрен на заседании правительства и внесен в Думу.

Законопроект снимает жесткие ограничения на привлечение иностранных компаний к поставкам для госнужд. "Мы движемся здесь в соответствии со стандартами ВТО, которые не позволяют дискриминировать производителя из-за национальной принадлежности", - говорит руководитель аппарата правительства Константин Мерзликин. В Белом доме позитивно относятся и к норме п, ограничивающей закрытые конкурсы только поставками товаров и услуг, составляющих гостайну.

Помимо иностранных компаний к участию в конкурсах и поставках допустят посреднические организации "при условии выполнения ими квалификационных требований". Это позволит заказчикам работать с оптовиками, что нередко может удешевить закупки. Впервые появится возможность административно обжаловать действия госзаказчика, если конкурсант сочтет свои права нарушенными.

Для повышения эффективности механизма закупок МЭРТ просит наделить себя дополнительными правами. Сейчас как уполномоченный орган правительства ведомство Германа Грефа осуществляет контроль только за соблюдением конкурсных процедур, а хотело бы распространить контрольные функции на всю систему размещения заказов на поставки для госнужд. Тогда министерство сможет запрашивать у заказчика все документы, требовать от него устранения нарушений, а "в случае отказа госзаказчика - приостанавливать процедуру размещения заказа", привлекая для поддержки органы казначейства. Шамрин полагает, что реальный эффект от заложенных в законопроект мер позволит государству сэкономить на госзакупках как минимум 10 - 15% , или $1 - 1,5 млрд в год.

Директор департамента компании ФБК Игорь Николаев замечает, что усиление контрольных функций МЭРТ не повредит, но от главного зла в механизме госзакупок не избавит: "Чиновники видят в конкурсах инструмент извлечения административной ренты и не откажутся от него, пока нет соответствующей мотивации".

Александр Беккер

Юридические статьи »
Читайте также