Нефтяники жалуются в МАП На привилегии РЖД

Не успела компания "Российские железные дороги" начать коммерческую деятельность, как пять нефтяных компаний - "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Сибнефть", ТНК-BP и "Славнефть" пожаловались на ее привилегированное положение в Министерство по антимонопольной политике (МАП). Дело в том, что повышение тарифов на экспортные нефтеперевозки на 12% с начала сентября коснулось лишь частных собственников цистерн, а на вагоны РЖД не распространилось. Глава МАПа Илья Южанов посчитал это нарушением закона о конкуренции, и теперь тариф будет пересматривать правительственная комиссия.

По данным МПС, объем перевозок нефтеналивных грузов на железных дорогах России за январь - сентябрь 2003 г. составил 152,6 млн т, из них около 77,7 млн т было перевезено в цистернах частных собственников. Доходы МПС от нефтеперевозок за этот период оцениваются в $5 млрд, хотя официальных данных министерство не раскрывает. Доходы частных собственников цистерн (вагонная составляющая и комиссия за организацию перевозки) оцениваются в $450 млн. По оценочным данным, сейчас в собственности МПС (с октября - у АО "РЖД") - около 69 000 работающих цистерн, у частных компаний - около 83 000 цистерн.

Письмо министру по антимонопольной политике Илье Южанову пять топ-менеджеров нефтяных компаний - вице-президент "ЛУКОЙЛа" Анатолий Барков, вице-президент "Сибнефти" Валерий Ойф, исполнительный директор "Славнефти" Олег Щеголев, исполнительный директор ТНК-BP Герман Хан и вице-президент "ЮКОСа" Александр Сапронов написали еще в сентябре, сразу после повышения тарифов. Копия этого документа имеется в распоряжении "Ведомостей". Нефтяники пожаловались на привилегии, полученные железнодорожниками: с 1 сентября МПС повысило на 12% тариф на экспортные нефтеперевозки через сухопутные погранпереходы, но только для собственных и арендованных вагонов, а на "вагоны общего парка" (принадлежавшие МПС, а с 1 октября - АО "РЖД") это повышение не распространилось. Такие тарифы утвердила Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).

Исполнительный директор Ассоциации компаний-операторов Гайрат Власов считает, что это решение нарушает принцип равнодоступности к услугам инфраструктуры. Сотрудник одной из нефтетранспортных фирм говорит, что дискриминационное повышение тарифа разрушает экономические предпосылки для вложений в покупку собственных цистерн и деформирует конкурентную среду на этом рынке. А представитель "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский отмечает, что в привилегированном положении оказалась госкомпания РЖД, которая, по сути, такой же собственник подвижного состава, как, например, "ЛУКОЙЛ" (у него 8000 цистерн). Такой же собственный парк и у НК "ЮКОС", но в этой компании отказались официально комментировать "деликатную тему".

Нарушение закона о конкуренции обнаружил в тарифном решении ФЭК и глава МАПа Илья Южанов, который предложил либо отменить повышающий коэффициент для частных нефтеперевозчиков, либо распространить его и на цистерны АО "РЖД". "Мы собираемся возбуждать дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении ФЭК России, которая изначально принимала такое решение. Эта ситуация будет обсуждаться на заседании тарифной комиссии под руководством вице-премьера Христенко, намеченном на начало ноября", - говорит пресс-секретарь МАПа Лариса Булгакова. Но в пресс-службе РЖД считают, что, утвердив новые тарифы, ФЭК, по сути, исправила существовавшие ранее диспропорции.

Илья Хренников

МПС подготовило законопроекты для реализации второго этапа реформ железнодорожного транспорта  »
Юридические статьи »
Читайте также