Что нам стоит порт построить

Аппетиты застройщиков "Морского фасада" растут вместе с ростом государственных субсидий на амбициозный проект

Воля есть - проект не нужен?

Про Морской фасад на Васильевском острове говорят все. Даже на недавних общественных слушаниях о благоустройстве территорий вокруг метро "Приморская" жители просили показать им план трассы Западного скоростного диаметра (ЗСД) и намыва земель в Финском заливе. Замглавы администрации Юрий Суптеля поинтересовался у любопытных, были ли они на прошлогодних общественных слушаниях проекта Морского терминала. И предложил наведаться в районный отдел по строительству и землепользованию. Правда, оговорился: "Там только предпроектные проработки, эскиз, идея".

Здесь и кроется причина обеспокоенности василеостровцев, а с ними - и остального Петербурга. С момента проведения общественных слушаний инвестиционного проекта прошло восемь (!) месяцев. А никто ничего определенного про новую территорию сказать не может - равно как и показать что-либо окончательное на карте. Взять, к примеру, трассу Западного скоростного диаметра. Согласно ответу гражданам вице-губернатора Юрия Молчанова, важная транспортная артерия, без которой строительство нового порта потеряет смысл, должна пройти в виде тоннеля поверхностного залегания по намытым в Финском заливе территориям. Однако на эскизах, представленных во время слушаний, жители, ориентируясь но расположению мостов, разглядели, что ЗСД может пройти либо по проспекту Морской Славы, либо по улице Кораблестроителей.

Депутат питерского парламента Алексей Ковалев даже обратился к губернатору с запросом - где же пройдет ЗСД, если в проекте Генплана и прочих документах он показан "грубо приблизительно и всякий раз по-разному"? 11 мая Валентина Матвиенко ответила: "В настоящее время проектирование ЗСД на Васильевском острове ведется на стадии "проект". В составе проекта выполняются комплексные решения по увязке ЗСД со строительством морского пассажирского терминала и новообразованием территорий в западной части Васильевского острова..."

По сути дела, повторяется история со строительством восточного полукольца КАД. Историческая необходимость и политическая воля побуждают начать работы, не продумав проект до конца либо не объяснив все народу. Ведь стартует проект "Морской фасад" уже в июле 2005 года.

Берег мой, покажись вдали

Вернувшись в начале мая из Москвы после встречи с президентом Путиным и премьером Фрадковым, Валентина Матвиенко заявила: "В правительстве России есть понимание необходимости завершить к 2008 году строительство Кольцевой автодороги (КАД), комплекса защитных сооружений (КЗС), первой очереди Западного скоростного диаметра, Пассажирского морского вокзала и других проектов, крайне необходимых городу". Кроме того, губернатор сообщила журналистам, что она поблагодарила Михаила Фрадкова за подписанное 29 апреля распоряжение N 512-р о начале строительства в 2005 году морского пассажирского терминала. И назвала площадь земель, которые предстоит отвоевать у Финского залива, - около 300 гектаров.

Между тем в описании проекта "Морской центр Санкт-Петербурга - морские ворота России" (копию этого документа энергичные василеостровцы умыкнули из районной администрации) общая площадь намываемой территории определена в 416 га, включая 24 га продолжения реки Смоленки. А президент ООО "Управляющая компания "Морской фасад" Шавкат Кары-Ниязов оперирует цифрой 450 гектаров.

Нет единства и в данных о том, сколько места займет непосредственно терминал, т. е. первая очередь строительства. Проектная организация ООО "Экспресс сервис" вела расчеты, ориентируясь на порт площадью 43 га намывных земель. В проекте, добытом василеостровцами, значится уже "терминал с общественной застройкой" площадью 74,5 га. А 13 мая газета "Мой район" разместила на правах рекламы текст ООО "Морской фасад Санкт-Петербурга", в котором общая площадь терминала оценивается в... 146 га.

Площадь намыва - отнюдь не праздный вопрос для людей, у которых Балтийское море пока что плещется в нескольких десятках метров от домов. На общественных слушаниях 6 сентября 2004 года Александр Богун, руководивший в то время ООО "Морской фасад", утверждал, что "берег планируется отодвинуть на 500-800 метров". Однако уже в начале мая в окружении г-на Кары-Ниязова заговорили, что новая земля врежется в Финский залив на... 1200 метров.

Когда запахло деньгами...

Когда Петербург задумал построить вторую сцену для Мариинского театра, народ и власти озаботились тем, как изменится облик города. Был объявлен международный конкурс проектов. Концепцию создания морского пассажирского терминала на Васильевском острове принимали без всякого конкурса. 1 июля 2004 года распоряжением N 61-рп Смольный просто отдал ее ООО "Морской фасад Санкт-Петербурга". А 5 июля 2004 года распоряжением N 63-рп поручил еще одному ООО разработать еще одну концепцию - развития западной части Васильевского острова. (Одна конкурсная процедура все же имела место. Но лишь в отношении конкретного здания. Состоялся выигранный москвичами архитектурный конкурс на облик нового пассажирского вокзала. Ему придадут форму "открытого окна", напоминая, таким образом, петровское "окно в Европу").

ООО "Морской фасад" должно было заниматься вокзалом, а ООО "Перспектива" - остальными намывными землями. То есть строительством зоны деловой активности к югу от нового вокзала (202,5 га) и зоной малоэтажной элитной жилой застройки к северу от причалов. Разница между двумя направлениями состояла в том, что на вокзал и все с ним связанное (гидротехника, навигация, пункты пропуска через границу и т. д.) государство отпускает деньги. А южная и северная зоны должны сооружаться за счет привлечения инвесторов, с использованием нового для Петербурга механизма частно-государственного партнерства.

Как только в воздухе запахло казенными деньгами, ООО "Морской фасад" и ООО "Перспектива" объединились, и на свет появилось ООО "Управляющая компания "Морской фасад" (которым и руководит Шавкат Кары-Ниязов). В конце апреля эта компания "получила функции единоличного исполнительного органа ООО "Морской фасад СПб". И занялась подбором подрядчиков для намыва территорий, образования акватории и прочих работ. Ибо есть что осваивать!

Счет пошел на миллиарды

Участие государства в стройке первоначально планировалось ограничить 80 миллионами рублей. Затем ООО "Морской фасад СПб" рассчитало, что для строительства гидротехнических сооружений потребуется в целом $491 млн. Причем $138 млн "должны быть выделены из федерального бюджета, а оставшаяся часть - частными инвесторами".

Однако поддержка правительства превзошла все ожидания. 17 мая стало известно, что Минтранс России представил в правительство РФ предложения о необходимых капитальных вложениях, которые должны быть выделены из федерального бюджета па строительство объектов морского пассажирского терминала на Васильевском острове. Сметная стоимость определена по всему комплексу строительства в объеме 29,176 млрд рублей (в ценах третьего квартала 2004 года), в том числе по объектам федеральной собственности - 5,739 млрд. Иными словами, из казны предлагают взять на питерскую стройку больше миллиарда долларов.

Строить "по-умному" или "по-нашему"?

Никто сегодня не спорит, что Петербургу нужен современный пассажирский порт. Нынче круизным лайнерам с длиной корпуса свыше 200 м нет интереса заходить в Северную столицу, поскольку туристам приходится долго ждать швартовки в грузовом порту, а потом так же долго добираться до исторического центра с его красотами. В мире есть и довольно свежие примеры строек подобного масштаба. Барселона перед Олимпиадой-92 превратила тянувшуюся вдоль берега свалку в роскошный современный пассажирский порт, украсивший старинный европейский город. Вопрос лишь в том, кто и как будет реализовывать амбициозный проект - "по-умному" или "по-нашему"? И окупится ли он?

Оптимисты утверждают, что когда в Петербург устремятся крупные морские лайнеры, сходящие с них иностранцы будут оставлять в городе деньги. Существуют даже расчеты, согласно которым, начиная с 2007 года, когда заработают первые три причала, и до 2020 года в бюджеты всех уровней поступит более 1 млрд долларов. А когда вокзал в 2011 году заработает на полную мощность, он сможет пропускать до 2,5 млн гостей в год. В бюджет Санкт-Петербурга интуристы должны приносить не менее 81 миллиона долларов ежегодно. Правда, оперирует в печати этими данными заинтересованная сторона - ООО "Управляющая компания "Морской фасад".

Пессимисты опасаются, не оказался ли Петербург вместе со своим губернатором втянут в грандиозную аферу, цель которой - дать казенным деньгам осесть в нужных карманах. Судя по тому, как растут размеры "поляны" и государственные инвестиции, опасения не лишены оснований. И место выбрано уж очень подходящее. Комитет по градостроительству и архитектуре посоветовал строиться за "Прибалтийской" с учетом некой схемы развития Большого морского порта Санкт-Петербурга и якобы перебрал (со слов зампреда Комитета г-на Барсукова) много вариантов. А противники проекта уверены, что в любом другом месте пришлось бы не намывать землю, а облагораживать существующую. Значит, было бы труднее "закапывать" казенные миллионы. Ведь работ прибыльнее отсыпа, как показывает опыт строительства нашей злополучной дамбы, в России еще не придумано.

Борислав Михайличенко

Юридические статьи »
Читайте также