Насилие на экране: запрещается запрещать

Уже первый русский фильм "Понизовая вольница" (одновременно являвшийся первым русским музыкальным клипом на песню "Из-за острова на стрежень") не соответствовал критериям проекта федерального закона, посвященного ограничению насилия на телеэкране. Согласно этим поправкам в 4-ю статью Закона РФ "О СМИ", запрещалась демонстрация сцен насилия и жестокости в художественных и документальных фильмах, а также в новостных программах с 7.00 до 22.00 по телевидению. Тем самым батальные сцены, криминальные перестрелки, дуэли и драки были бы приравнены к пивной рекламе, которая подлежит подобному ограничению.

То, что думская инициатива не жилец, можно было догадаться уже по реакции такого "надежного барометра", как спикер СФ Сергей Миронов. Он назвал затею своих "нижних" коллег бесперспективной, запрещающей большинство фильмов о Великой Отечественной, а также новостей. Единственной здравой идеей Миронов назвал предложение перенести новостное насилие в конец программы, создав отдельную рубрику происшествий. Впрочем, и такой компромисс нельзя было бы назвать удачным: мысль о том, чтобы поставить видеоряд событий 11 сентября 2001 года после прогноза погоды, трагикомична сама по себе...

Вчера Владимир Путин окончательно похоронил желание думцев оставить дневное и вечернее насилие лишь в мультфильмах и спортивных передачах. По словам президента, "под запрет попадают многие детские фильмы, а также фильмы о подвигах и мужестве наших соотечественников". Кроме того, Путин добавил, что "положения законопроекта создавали бы препятствия для нормального функционирования СМИ и не способствовали бы достижению поставленной авторами законопроекта задачи - охраны интересов граждан".

Инициатива депутатов нижней палаты выглядит особенно странной, как противоречащая тенденциям, установившимся за три-четыре года в кинематографе, как мировом, так и отечественном. Голливуд выпускает чуть меньше боевиков, чем прежде, зато один за другим выходят исторические или мифологические эпопеи, сцены битв в которых особенно натуралистичны. В российском кино другая тенденция: боевиков и псевдодетективов меньше не стало, зато к ним прибавились военные фильмы, посвященные как Великой Отечественной, так и воюющему Кавказу.

Это произошло не случайно. Голливудский кинематограф был залит потоками компьютерной крови после 11 сентября, когда в прямом эфире были показаны еще более страшные кадры, чем генеральное сражение времен Александра Македонского или в вымышленном мире Толкиена. Главным же событием современной России стала десятилетняя война на Кавказе, от которой можно "отдохнуть", лишь посмотрев фильм о Великой Отечественной. С этой точки зрения инициатива думцев выглядела особенно неуместно.

Михаил Логинов

Как Госдума решила победить северную столицу  »
Юридические статьи »
Читайте также