Закрыть журналы МАП предложил отменить регистрацию maxim и premiere

Министерство по антимонопольной политике не оставляет попыток отучить издателей журналов размещать рекламу крепкого алкоголя. В затяжном противостоянии с издательским домом Hachette Filippacchi Shkulev (HFS) МАП решил применить тяжелую артиллерию и на днях отправил в Минпечати письмо с просьбой рассмотреть вопрос об аннулировании регистрации журналов Maxim и Premiere. Если Минпечати и суд поддержат МАП, глянцевые журналы могут лишиться трети своих рекламных доходов.

Закон о рекламе запрещает распространять рекламу алкогольных напитков (крепче 15 градусов) "на первой и последней страницах и обложках журналов". А закон о госрегулировании производства и оборота этилового спирта запрещает распространять такую рекламу вне мест производства и продажи алкогольной продукции. Основываясь на этих нормах, МАП больше года пытается заставить HFS прекратить размещать в своих журналах Maxim и Premiere рекламу Johnie Walker, Ballantines, Absolut, Martell и других популярных алкогольных брэндов. За это время МАП вынес издательскому дому четыре предписания и выписал несколько штрафов (50 000 - 500 000 руб. ). Параллельно стороны вели судебные разбирательства.

Замминистра по антимонопольной политике Андрей Кашеваров на днях отправил в Минпечати письмо с просьбой "рассмотреть вопрос об аннулировании свидетельств о регистрации средства массовой информации на журналы Maxim и Premiere". По закону о СМИ Минпечати не может лишить издание регистрации - для этого необходимо решение суда.

"Нарушение действующего законодательства о рекламе в части размещения рекламы алкоголя мы рассматриваем как достаточно серьезное", - говорит первый замминистра печати Михаил Сеславинский. По его словам, Минпечати этот вопрос волнует, ведь дело касается всего рынка. "Получается, что те, кто выбрал путь выплаты штрафов и размещения такой рекламы, получают большие доходы по сравнению с теми, кто выполняет действующее законодательство", - сетует Сеславинский.

Действительно, реклама алкоголя вносит существенный вклад в доходы издателей. Член совета директоров издательского дома Independent Media (издает мужские журналы FHM, Men"s Health) Елена Мясникова говорит, что алкогольные рекламодатели приносят 20 - 30% рекламного дохода глянцевых мужских изданий. Алексей Зимин, главный редактор журнала GQ, говорит, что реклама алкоголя - лакомый кусок для издателей мужских журналов: она дает сотни тысяч долларов дохода в год. В прошлом году Maxim размещал в среднем по 12 полос рекламы алкоголя в номере. По данным группы компаний "Логос", в прошлом году полосная реклама в журнале по официальным расценкам стоила $7000, а участники рынка говорят, что скидки могли составлять $2000 - 3000. Таким образом, журнал мог заработать на "спорной" рекламе не меньше полумиллиона долларов.

По словам юриста HFS Натальи Шкулевой, в издательском доме действия МАПа по-прежнему считают необоснованными. "Мы выполняем запрет, содержащийся в законе о рекламе, - объясняет Шкулева. - А позиция МАПа основана на законе о госрегулировании оборота этилового спирта, который к нам отношения не имеет". Эксперт по законодательству о СМИ Федор Кравченко называет позицию HFS юридически обоснованной - ее, по мнению эксперта, вполне можно отстаивать в суде. "В законе о СМИ сказано, что ограничения на рекламу устанавливает закон о рекламе. А закон об обороте этилового спирта частью рекламного законодательства не является", - говорит Кравченко.

Президент Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) Владимир Евстафьев отмечает, что рекламу крепкого алкоголя, нарушающую закон о рекламе, в последние годы компании-поставщики размещали очень часто. Впрочем, как отмечают участники рынка, журналы иногда продают рекламные площади, ставя одним из условий соблюдение требований закона о рекламе - так в разное время действовали "Профиль", GQ, FHM, "Популярная механика" и др.

Maxim, по данным маркетингового агентства "Медиамарк", занимает около 5,2% сегмента глянцевых мужских изданий (разовый тираж). Как признается Мясникова, за исходом противостояния МАПа и HFS пристально следит весь рынок печатных СМИ. А топ-менеджер крупного издательского дома, просивший не называть его имени, говорит, что "не может себе представить", что будет, если Минпечати выполнит просьбу МАПа. "Многие глянцевые издания рекламируют алкоголь, поэтому сразу начнется передел рынка", - говорит он.

Анфиса Воронина

МАП России просит Минпечати аннулировать свидетельства о регистрации журналов "maxim" и "premiere".  »
Юридические статьи »
Читайте также