Выставляя свои работы в Сети, художник дарит авторство народу

В первой декаде марта будут объявлены шорт-листы номинантов Национальной интернет-премии 2003 года.

Одним из лауреатов прошлого года стал сайт www.mult.ru, малая родина Масяни. Однако ни Гран-при Российской академии интернета, ни призы "Открытие года", "Веб Выбирает Вас!" (ВВВ) и Приз прессы, а также лауреатство в номинации "сетевое искусство" не спасли автора идеи Олега Куваева от проблем.

Это уже четвертый сезон Национальной интернет-премии, и на сегодняшний день она по праву считается самой престижной наградой в русскоязычном интернете. Несмотря на более короткий по сравнению с прошлым годом срок приема заявок, статистика этого года -- 4018 заявок (в прошлом году было подано 4005 заявок). На текущий момент обработано и допущено к участию в конкурсе 3122 сайта. При этом на участие в номинации "Сетевое искусство" подано уже 149 заявок, а на участие в номинации "Изобразительное искусство и музеи" -- 92. Это значит, что все чаще художники обращаются к сетевым ресурсам для продвижения себя, своих работ и собственного стиля.

Однако доступность материалов любого рода в интернете оборачивается проблемами защиты авторских прав.

Сегодня достаточно держателю некоммерческой веб-страницы разместить на ней какой-либо материал, как к нему получает неограниченный доступ огромное количество пользователей, которые могут его скопировать. И проконтролировать дальнейшее использование этого материала очень сложно, а подчас -- просто невозможно.

Опубликование авторских работ без заключения соответствующего договора с автором, без авторского вознаграждения и без подписи -- обычное дело.

Защита авторских прав в Интернете страдает от:

моральной неготовности лиц, чьи права нарушены, защищаться;

объективной процессуальной сложности доказывания по соответствующим категориям дел (электронная форма -- это не бумага);

неготовности судебного корпуса воспринимать общественные отношения в сфере информационных отношений адекватно природе последних (приходится объяснять, что такое интернет, домен, электронная почта, etc.);

определенного несовершенства законодательства;

пренебрежительного отношения лиц, являющихся правообладателями тех или иных объектов авторского права, к собственным правам.

Олег Куваев:

"У нас в России толком оформить образ нельзя"

В феврале 2003 года студия "Мульт.ру" объявила о приостановке проекта. Как сообщил Олег Куваев, в этом году Масяня лично от себя номинироваться не станет, но накануне этого мероприятия сайт все-таки будет запущен.

Работа прекращена из-за того, что ООО "Масяня" не выплатило деньги Олегу Куваеву по договору за проект на НТВ и за рекламу на сайте "Мульт.ру".

Кроме того, дивиденды от эксплуатации раскрученного персонажа получают все заинтересованные граждане, кроме самого автора. По оценкам экспертов, упущенная выгода автора оценивается в $2 млн.

-- Сколько вы реально потеряли на этом проекте?

-- Ну это сложно оценить, практически невозможно. На самом деле большая часть денег, связанных с проектом, -- это в основном доходы от пиратской деятельности по производству каких-то жвачек, картинок и так далее.

-- Как давно на рынке стали появляться товары под брендом "Масяня"?

-- Еще год назад. Сейчас таких товаров становится просто невыносимо много. К примеру, футболки. Мой сын купил себе такую на вещевом рынке.

-- Почем?

-- Какие-то копейки. Сделано в Белоруссии. Если бы эти футболки были сделаны у нас, можно было бы рыпаться за авторские права. А так.... Да господи, на той же Украине нас пиратируют на государственном уровне. Там от имени министерства здравоохранения распространяется плакат с Масяней и Хрюнделем. Мне его уже тысячу раз присылали.

-- Можете ли вы оценить рынок, в который вовлечена ваша героиня?

-- Нет, я не специалист в экономике, не могу точно оценить. До фига...

-- Как надо понимать, бренд "Масяня" и в интернете раскручивается без вашего участия?

-- Ну да. Все кому не лень элементарно берут мультфильмы и выставляют у себя на сайтах.

-- Вы предъявляете им какие-то претензии?

-- Ну, в общем-то, предъявляю в письменном виде, а что толку-то?!

-- А в ответ что?

-- А ничего. Допустим, есть такая служба www. postkontrol.ru по рассылке открыток. После моего обращения ее модераторы просто убрали флэш-картинки с Масяней с главных страниц. Тем не менее рассылают мультфильмы в виде открыток, причем действуя совершенно без зазрения совести.

-- Вам не обидно?

-- Это, конечно, неприятно. Хотя ситуация вполне была ожидаема, и ничего меня в этом не удивляет, поэтому не сильно и злит.

-- А что злит?

-- Злит, когда обманывают. Ну а пиратство у нас в стране почти узаконено, так чего ж на него злиться.

-- Какие у вас сегодня отношения с продюсерской фирмой?

-- Уже никаких. Мы в процессе разрыва всех контрактных отношений. Будем надеяться, что до суда дело не дойдет. Они сообразят, что нарушили слишком много, и отстанут. Будем теперь сами заниматься собственным продвижением.

-- Вы не собирались продавать сайт www.mult.ru?

-- Он и не был продан. Предложение о его продаже появилось еще до того, как мы связались с этой конторой, студией "Мульт.ру". Нам бы, может, и следовало каким-то образом сделать этот шаг самостоятельно.

-- Сколько стоило содержание сайта на момент, когда вы расстались со студией?

-- Содержание такого сайта стоит около $2 тысяч в месяц, включая наличие своего выделенного канала и сервера. Сейчас у меня много расходов: в них входит и аренда офиса, и зарплаты, и налоги...

-- Можно ли сказать, что автор Масяни от чистого креатива перешел к его производству?

-- Я бы сказал, дополнил креатив производством. Вся эта история меня научила одному: если хочешь что-то сделать хорошо, то сделай это сам. Пока в моем представлении бизнес -- это какие-то карточные игры.

-- Вы уже получили авторское свидетельство на образ Масяни?

-- Да, у меня эти права есть. Хотя говорят, что у нас с авторским правом не все в порядке и такое свидетельство не совсем правомочно. У нас вообще в России толком оформить образ нельзя. Можно оформить торговую марку, слоган или конкретный мультфильм, а полноценно зарегистрировать некий образ невозможно.

-- Существует ли на сегодня юридическая защита в интернете таких проектов?

-- К сожалению, я не могу привести толковых примеров. На Западе, конечно, художники могут себя защитить. Там так не воруют.

-- В одном из интервью вы как-то сказали, что интернет, как и СМИ, у нас находится на стадии развития КВНа -- телевизора с лупой.

-- Да, в интернете сейчас еще слишком много хаоса.

-- В какой форме вы видите будущее своего проекта?

-- Много всяких вариантов. Для нас сейчас главное -- восстановить хотя бы как было. Сейчас ставим свой сервак, восстанавливаем сайт. Это для начала.

Телевидение для нас сейчас -- не главное. Оно немного дало, и не очень-то много мы потеряли от его отсутствия. В принципе, мы много чему научились с чисто профессиональной точки зрения -- необходимости качественно работать, быть дисциплинированными. Этот опыт был хорошей тренировкой.

Но все-таки главной для нас остается сетевая жизнь. Если мы выйдем еще и на TV, в этом не будет ничего особенного. Просто это будет значить, что Масяня пробуется еще где-то. Или мобильные дела задействуем, если со временем техника позволит. Мне, допустим, ужасно интересны все технические прибамбасы. Интересно осваивать новые пространства.

Так что одно дело -- творчество, и совсем другое -- как его результаты будут распространяться.

-- В проектах, подобных вашему, достаточно тонкая грань между творчеством и бизнесом.

-- Ну это часто встречающийся момент. Я до Масяни живописью занимался и примерно представляю, какими должны быть отношения между креативом и бизнесом. В живописи все просто. Там художник, впервые выходя на серьезную галерею, встает перед выбором. Либо он работает под галерею и производит то, что она диктует. Либо художник каким-то образом проталкивает свой стиль, то есть настаивает на своем виденье, и дальше уже зарабатывает на своем собственном стиле.

Большинство художников все-таки скатываются на уровень работы на галерею, подстраиваясь под коммерчески продаваемый стиль. Самый достойный путь -- это, естественно, настоять на своем. Пусть пройти при этом через какие-то трудности, но зато потом остаться на коне. Поэтому я и хотел бы работать самостоятельно. Мне так понятнее.

-- Ваш российский потребитель в Сети -- это избранная публика. Вас это не пугает?

-- Ну и что, ну и замечательно. У меня публика-то, господи, не какие-то там визжащие подростки, как у роковых звезд, а нормальные, сообразительные ребята, с которыми вполне приятно пообщаться. Поэтому нас вполне устраивает эта аудитория. Она очень благодарная. С ней хорошо работать.

-- Масяня пошла по клубам. Так или иначе она "засветилась" уже в двух проектах -- 14 и 23 февраля. Значит, началась ее раскрутка в светской жизни?

-- От нас еще не было ни одного полноценного проекта. Так, 23 февраля собрались музыканты -- "Лена Т" и "Декабрь", которые играли в наших мультфильмах. Собраться -- это была их идея. А поскольку они работали с нами, я разрешил воспользоваться масяниной мордашкой. В этом проекте не было ничего коммерческого. На самом деле каких-то планомерных акций с Масяней off-line мы не планируем. Хотя у нас и начинается новая жизнь, с периодом в 10 месяцев. Третья по счету.

КОММЕНТАРИИ

Виктор Богорад:

"Сейчас я сужусь с издательством ООО "СПС", от которого я 2 года назад получил заказ на художественное оформление "Застольной книга холостяка" Аркадия Спички. Когда вышла наша книга, Аркадий попал в реанимацию с инсультом. Разумеется, тогда у меня язык не повернулся говорить с издателями о деньгах, чем они и воспользовались. Целый год со мной обещали расплатиться (за оформление и изготовление оригинал-макета мне должны $700, причем все это было закреплено в договоре). В конце концов мне отказались платить, и в августе 2001 года я обратился в суд Центрального района.

Однако к тому времени деньги исчезли со счетов издательства. Мне и сейчас говорят "денег нет", несмотря на то что книга хорошо разошлась и тираж был большой. Ситуация осложняется тем, что учредители издательства "СПС" отошли от дел, а его новый директор не хочет вникать в эту проблему. И только спустя год был наложен арест на остаток тиража в 3 тысячи экземпляров. В этой бесправной ситуации художник может обезопаситься, только передавая заказчику работу в день ее оплаты. Мой случай не единичен. Издательства обещают автору золотые горы, а потом он ходит, унижаясь, выпрашивая свои деньги.

Условия договора часто нарушаются. В одной конторе я согласился сделать карикатуру-иллюстрацию в рекламных целях, но с условием, что она будет опубликована в одной из газет.

В итоге вижу ее потом в других газетах, а это уже получается не иллюстрация, а реклама, которая оплачивается намного выше. Когда я пришел разбираться, меня очень позабавил наивный ответ моих заказчиков: "Мы надеялись, что вы не заметите".

Радует одно -- в итоге мне все-таки заплатили".

Леонид Мельник:

"Художника часто просят создать серию карикатур, которая якобы потом не проходит согласование у начальства. После чего художнику все возвращают, а потом его работа появляется в рекламной кампании организации -- разумеется, без оплаты труда автора.

Я сам попал в такую ситуацию в 1998-1999 годах. Один из моих знакомых предложил мне сделать иллюстрации для торговой марки "Пятерочка". Я сделал несколько работ и отдал их на согласование. Через 2-3 месяца мне сказали, что работы не понравились. Я их забрал, да и забыл.

Через какое-то время вижу, что моя карикатура активно используется в рекламной кампании "Двоечки у Вовочки, а качество в "Пятерочке"". Когда я обратился в компанию за разъяснениями, мне сказали, что мой приятель там уже давно не работает, а карикатура выполнена их художником. Но это неправда -- моя работа в свое время была отправлена на конкурс в Италию и была внесена в каталог 1995 года. Этот факт руководители "Пятерочки" проигнорировали". (А.Д.)

КОММЕНТАРИЙ

"Чистый креатив сможет приносить доход, став объектом промышленной собственности"

"Сеть Интернет до сих пор рассматривается ее посетителями как не очень серьезная бизнес-среда.

Виктор Наумов

-- научный сотрудник Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН.

Занимается научно-исследовательской работой в области информационного права, права интеллектуальной собственности, регулирования телекоммуникаций, правовой информатики, информационной безопасности и искусственного интеллекта.

Автор книги "Право и Интернет: очерки теории и практики", вышедшей при поддержке Российского фонда правовых реформ летом 2002 года, -- первого в России монографического исследования проблем правового регулирования сети Интернет.

В октябре 2002 года его сайт www.russianlaw.net стал лауреатом Всероссийского конкурса образовательных ресурсов интернета "Образование в Рунете".

Массовое движение в сторону защиты прав можно будет наблюдать только тогда, когда сектор интернет-экономики и конкуренция в нем достигнут определенного уровня и будут заставлять субъектов отношений бороться за свои права.

Случай с господином Куваевым и его коллегами в этом плане весьма показателен. Есть востребованный проект, права на который могут быть оспорены друг у друга авторами и продюсерской компанией.

В силу изначальной ориентации на сеть Интернет и популярности героини и ее друзей наблюдается массовое нарушение авторских прав. Плюс объекты авторского права с Масяней востребованы в качестве товаров и услуг.

Очевидно, позже будут конфликты уже не относительно объектов авторского права, а возникших на их базе товарных знаков и других объектов промышленной собственности.

Что ждет Масяню

Применительно к Масяне авторское право с момента создания произведения защищает права на созданные мультфильмы, графические изображения героини, тексты ее "выступлений" и т.д., но не защищает саму "идею", "образ" или "концепцию" Масяни.

Т.е. защите подлежат только конкретные существующие воплощения героини, а не что-либо, что планируется создавать в будущем. Это означает, что если другие авторы в результате творческой деятельности придумают собственные персонажи а-ля Масяня и поселят их, например, в Сети, то, вероятнее всего, действия по их использованию будут признаны законными.

Все вокруг народное

Перед правообладателем объектов авторского права встанет задача обеспечения доказательств. Нужно будет зафиксировать, а потом представить суду ответ, "был ли мальчик", точнее, девочка на сайте ответчика. Для этого в связи с электронной формой представления объекта нужно будет провести ряд нетривиальных действий -- от свидетельских показаний до использования услуг нотариуса и обращения в экспертные организации с просьбой удостоверить наличие объектов с Масяней на информационном ресурсе.

В отличие от, например, ситуаций с футболками с данной культовой личностью на прилавке, где достаточно иметь доказательства покупки данного предмета туалета, предъявленные суду доказательства могут быть и не восприняты судом в качестве относимых, допустимых и достоверных доказательств.

В этом плане российская судебная практика, связанная с использованием сети Интернет, крайне неоднородна. В московских спорах Промо-Ру, Звуки-Ру, питерских -- об использовании таможенного программного обеспечения (между компаниями Сильмарилл и Софтлэнд), в доменных спорах суды по-разному оценивали одни и те же виды доказательств. В каких-то спорах суд почему-то считал исчерпывающими доказательствами простые распечатки с сайтов, в других -- его не удовлетворяло наличие протокола осмотра письменных доказательств, произведенного нотариусом, и экспертных заключений.

Тонкости

При нарушении прав на использование объектов авторского права в суд может обратиться только обладатель исключительных имущественных прав. В этом аспекте проблемы борьбы за Масяню встает следующий вопрос: в каком объеме и каким способом (по авторскому договору или в результате исполнения служебных обязанностей) авторами были уступлены права ООО "Масяня" и каковы характер и детали данной уступки.

Если уступлены названные исключительные права, то защищать Масяню сможет только ООО.

Здесь, как и в случае защиты прав в сети Интернет, при разрешении конфликта важным будет являться то, как была индивидуализирована Масяня в процессе передачи прав. Т.е. если объект права детально не описан и не зафиксирован при передаче прав на него, то всегда есть формальные основания заявить, что "это ваша Масяня, а это -- наша, и нашу мы вам никогда не отдавали".

Эта проблема индивидуализации особенно ярко проявляется в интернет- и IT-спорах, когда, например, написано объемное программное обеспечение, и в суде не удается показать, что одна куча распечаток (ответчика) есть не что иное, как распечатанная другим шрифтом и перепутанная другая пачка (истца). В таких случаях в силу отсутствия факта нарушения и наличия двух "разных" объектов авторского права в иске отказывается.

Сделать стиль объектом права

Важно отметить, что при продолжении работы над проектом конституционная свобода творчества определяет возможность авторам создавать новые приключения героини и ее друзей. Однако здесь существует другой аспект, определяемый второй упомянутой отраслью права. С помощью норм, определяющих использование объектов промышленной собственности -- товарных знаков и промышленных образцов, возможно получить охрану на объекты, содержащие элементы с Масяней. Права на эти объекты возникают после их государственной регистрации, и может так случиться, что патент или свидетельство на них будут выданы совсем другому лицу, которое первым подало соответствующую заявку.

Данное лицо, применительно к деятельности, связанной с оборотом товаров и услуг, сможет контролировать процесс использования сувениров, одежды и всего прочего, имеющего отношения к культовой героине, имея основания лишить авторов и правообладателей авторского права возможности какого-либо использования Масяни при индивидуализации товаров и услуг. Например, с помощью обозначения "Масяня" или ее графического изображения, а также художественно-конструкторского решения какого-либо промышленного изделия из Масяни.

Как было сказано, запретить авторам творить дальше никто не сможет, но продавать свои футболки им будет рискованно -- можно нарушить чужие права на объекты промышленной собственности. Правда, и здесь есть возможность выйти из положения -- охрану можно оспорить, например, в силу предусмотренных законодательством оснований.

Конечно, лучше не доводить ситуацию до таких непростых юридических действий, а регистрировать самостоятельно придуманные объекты авторского права (если это возможно по закону) в качестве объектов промышленной собственности -- так будет легче и надежнее в хозяйственной (не творческой) деятельности коммерчески эксплуатировать героиню и ее друзей".

Реклама лечится от алкоголизма За рекламу крепких напитков СМИ могут лишиться лицензий  »
Юридические статьи »
Читайте также