Конец льготы Печатные издания могут заставить платить 20% НДС за рекламу

В понедельник Совет Госдумы должен назначить дату рассмотрения во втором чтении законопроекта о сохранении льготной 10%-ной ставки налога на добавленную стоимость для печатных СМИ. Уже известно, что на часть доходов газет и журналов льгота будет сохранена. В частности, это услуги по распространению, от которых зависит конечная цена периодического издания. Однако наиболее важно, будет ли сохранена льготная ставка НДС на услуги по размещению рекламы, которые служат для большинства периодических изданий основным источником дохода.

Сегодня на услуги по размещению рекламы, предоставляемые в печати, действует льготная 10%-ная ставка НДС. Рекламодатель, размещая рекламу в СМИ, платит сверх установленного тарифа за рекламную площадь 10% НДС. Затем уже печатное издание учитывает эту сумму при выплате налогов. При этом теоретически рекламодатель не несет потерь -10% уплаченного НДС он получает от государства в виде налоговых вычетов. Но эта схема работает только в том случае, если рекламодатель платит за фактически опубликованную рекламу. В случае с авансовыми выплатами по рекламе (которые требуют от рекламодателя в подавляющем большинстве СМИ) НДС возмещению не подлежит.

При подготовке поправок во 2-ю часть Налогового кодекса, которая и регулирует вопрос налогообложения печатных СМИ налогом на добавленную стоимость, противником сохранения льготной ставки на рекламные услуги выступал Минфин. Одна из причин этого заключалась в том, что в бюджете на 2003 год уже были заложены доходы от НДС на рекламу в печатных изданиях, посчитанные по 20%-ной ставке. "СМИ постоянно критикуют правительство за то, что оно не снижает налоговое бремя. Но любая льгота не позволяет это бремя снижать", - говорит источник "Известий" в Минфине. По его данным, сбор от лишних 10% НДС на услуги, предоставляемые печатными СМИ, в 2004 году даст бюджету как минимум 3 млрд рублей.

"Минфин блефует, - считает один из разработчиков законопроекта, позволяющего сохранить льготную ставку для печатных СМИ, депутат Борис Резник. - Цена вопроса - 800 млн рублей, которые дает периодике вся 10%-ная льгота. И если она должна быть сохранена, то только в полном объеме". По его словам, сейчас в России и так действует самая высокая в Европе ставка НДС на печатные СМИ.

"Многие крупные издательские дома готовы к 20%-ной ставке НДС на размещение рекламы, - считает исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати Юлия Казакова. - Пострадать могут в первую очередь небольшие издательские дома и региональные издания. С увеличением ставки рекламные бюджеты могут перераспределиться в пользу крупных изданий или вообще на другие рекламные носители". По мнению президента Российской ассоциации рекламных агентств Владимира Евстафьева, рекламный рынок будет перераспределяться за счет роста пиар-акций и маркетинговых промоакций. "Это общемировая тенденция, - сказал "Известиям" Владимир Евстафьев. - Если с нового года ставка НДС на размещение рекламы в СМИ вырастет, то в России этот процесс только ускорится".

Вместе с тем вопрос рекламы, по мнению Юлии Казаковой, не повлиял бы на конечного потребителя так, как могла бы повлиять, к примеру, отмена льготы для экспедиторских услуг. В этом случае периодические издания могли бы подорожать как минимум на 10%. "С начала года цены на периодическую печать скорее всего все равно немного поднимутся, - считает Юлия Казакова. - Издатели не были до конца уверены в том, что льготная ставка НДС сохранится. А поскольку подписные каталоги формируются заранее, многие могли на всякий случай рассчитать цену так, чтобы при любом раскладе не остаться в минусе. А за подпиской подтянется и розница".

Екатерина Выхухолева

Создается Консультативный совет по правам ребенка  »
Юридические статьи »
Читайте также