Модернизацию таможни оплатит борьба с «теневиками»

Начальник Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Павел Корчажкин считает, что рост объемов внешнеторговых грузопотоков заставляет Правительство РФ быстрее развивать таможенную инфраструктуру в нашем регионе

В 2003-2005 гг. объемы перевозимых автотранспортом грузов на финляндском направлении увеличивались на 17-19% ежегодно. В СЗТУ ожидают существенного прироста автомобильных товаропотоков, следующих через страны Балтии - особенно через Эстонию, после того как летом 2006 года начнут принимать паромы в порту Силламяэ, и Латвию, когда активизируют обработку ролкерных грузов в порту Рига (если ранее там обрабатывали по 150 грузовиков в сутки, то в 2005-м - по 400 автопоездов). Больше перевозят грузов и через сухопутные железнодорожные переходы с Финляндией и странами Балтии. При этом в ЕС увеличивают пропускную способность своих пограничных пунктов.

Такая политика вынуждает и в РФ принимать адекватные меры: 8 декабря 2005 года Правительство РФ одобрило «Концепцию развития таможенных органов РФ до 2010 года» . Она предполагает оптимизацию сети пунктов погранпропуска: малодеятельные - сократить, а 51 пункт - оснастить инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК), в том числе в СЗФО - как минимум 5 ИДК.

В Минфине РФ готовы выделить средства на обустройство границы в сумме 130 млрд руб. Затраты по Северо-Западу РФ предстоит уточнить в зависимости от вариантов закупок оборудования. Скажем, самые дешевые ИДК - российско-германского производства, чуть дороже - китайские комплексы, еще выше цены у западных компаний...

По-видимому, затраты на модернизацию таможни попытаются окупить за счет усиления борьбы с «теневым» импортом, что вполне возможно, как доказывает опыт СЗТУ: оперативно-аналитическая работа помогла в 2005-м удвоить таможенные отчисления в бюджет при росте импорта в регионе всего в 1,4 раза. Следствием такой борьбы стало то, что средняя стоимость декларируемых «мобильников», ввозимых в РФ, за год увеличилась в 5,7 раза, а плазменных телевизоров - в 1,5 раза. Аналогичная ситуация сейчас наблюдается с автомобилями.

В целом объем «теневого» импорта в РФ оценивают в $10-15 млрд. Иными словами, каждый седьмой товар ввозят в РФ с нарушением законодательства.

Улучшить работу таможни, как полагают в Минэкономразвития РФ, помог бы перевод всех ее пропускных пунктов на баланс ФГУП «РОСТЭК». Сейчас за пограничные пункты пропуска отвечают разные ведомства: за автомобильные - Федеральная таможенная служба, за железнодорожные - ОАО «РЖД», за морские и речные - Минтранс РФ.

Другой способ интенсификации пропуска транспортных средств на границе, подчеркнул П. Корчажкин, - развитие электронного декларирования и предварительного информирования о перевозках. Для этого понадобятся единая межведомственная база данных всех контрольных структур РФ и мониторинг оборота внешнеторговых товаропотоков и услуг. Особую роль при этом отводят оперативно-аналитическому центру СЗТУ. Планируют развивать сеть зеленых коридоров, которыми в СЗФО пока пользуются только крупные отечественные операторы и ряд компаний Финляндии и Швеции.

На Северо-Западе электронные декларации используют только на 16 постах, где в 2005 году оформлено по такой технологии всего 1,5 тыс. комплектов документов. Это позволило пропустить по автодорогам и стальным магистралям соответственно свыше 4,6 тыс. и 62 тыс. партий грузов. Капля в море. Но прогресс - налицо. Может, когда-нибудь и очереди на границе канут в Лету.

Основные показатели внешней торговли в СЗФО РФ в 2005 году

2005 г. 2005 г. к 2004-му

Экспорт $45,89 млрд +51%

Импорт $20,95 млрд +40%

Таможенные платежи 471,71 млрд руб. рост в 2,07 раза

Источник: СЗТУ РФ

Андрей Лазарев

Стандарты сделают чиновников более отзывчивыми  »
Юридические статьи »
Читайте также