За услуги по «правилам» платят «по понятиям»

Я обеими руками за идею Германа Сунягина узаконить стандарты качества жилищно-коммунальных услуг. Именно узаконить, потому как в виде чиновничьих правил (никого, включая чиновников, ни к чему не обязывающих) они и так существуют, но от этого наши лестницы и дворы чище не становятся. Сейчас игра на правовом поле жилкомхоза с жильцами, по существу, идет в одни ворота. От нас требуют сполна оплачивать облеченные в форму закона тарифы на услуги ЖКХ, но не гарантируют надлежащее качество. Попробуйте добиться пересчета квартплаты, если услуги фиктивные! Вы потеряете массу времени и сил, окончательно разуверитесь в «реформаторах» да еще рискуете быть объявленным неплательщиком и демонстратором антиобщественной гражданской позиции…

Искренне рад бы обмануться, но наша с профессором Сунягиным прекраснодушная мечта наверняка так и останется благим пожеланием. Попробую доказать это методом «от противного», но при этом, да простит меня ученый коллега, не обойтись без «перехода на личности». Во-первых, эти самые личности требуют от меня исключительно «конкретных фактов». Во-вторых, иные личности волею судьбы стали творцами новейшей истории питерского ЖКХ и вершителями тысяч человеческих судеб.

В «ПЧП» № 44 за 2005 год мы рассказали об одном таком творце и вершителе. Минувшей осенью гендиректор жилкомсервиса № 1 Адмиралтейского района Юрий Бутенко, ссылаясь на п. 5.1.3 «Правил предоставления коммунальных услуг» , официально известил жильцов целого микрорайона о прекращении подачи в их дома с 9.00 до 18.00 коммунальных услуг «до момента полного погашения долга». Под чиновничью раздачу попали как неплательщики, так и добросовестные граждане. Внятного ответа по факту этого самоуправства «ПЧП» добивался более трех месяцев. Председатель Жилищного комитета письменно послал меня в… жилкомсервис. Для прояснения ситуации потребовалось два запроса депутата ЗакСа Владимира Белозерских к главе города.

Как сообщила губернатор Валентина Матвиенко, в декабре (хотя мы просигналили еще 2 ноября) Жилищный комитет все-таки провел проверку. В итоге работа за 3-й квартал 2005 года Адмиралтейского жилкомсервиса № 1 признана неудовлетворительной, а его гендиректор лишен премии. «В целях защиты прав граждан при предоставлении коммунальных услуг, генеральному директору ОАО «Жилкомсервис № 1 Адмиралтейского района» Бутенко Ю. П. дано предписание прекратить проведение мероприятий по ограничению предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, удалить со всех информационных стендов объявления, обращенные к жителям района, о прекращении предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома и вынесено строгое предупреждение о недопустимости нарушений действующего законодательства», — заверила г-жа губернатор депутата Белозерских.

Теперь можно по достоинству оценить публичное обвинение меня в антиобщественной гражданской позиции за критику должностных лиц — строго предупрежденного Ю. Бутенко и удостоенного прокурорского предостережения Ю. Лукманова. Брошенное всуе обвинение — не глупость и даже не цинизм. Этому есть вполне определенное название в одном из кодексов, причем отнюдь не в Жилищном… Впрочем, самое удивительное совсем другое. Еще вчера многострадальные коммунальные владения г-на Бутенко в великом множестве украшали такие воззвания (публикуем без корректорской правки):

«УВАЖАЕМЫЕ ЖИТЕЛИ РАЙОНА!

ОАО «Жилкомсервис № 1 Адмиралтейского района», убедительно просит всех жителей района, в максимально короткие сроки погасить имеющуюся задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, и ставит Всех неплательщиков в известность, что в соответствии с п. 5.1.3. «Правил предоставления коммунальных услуг», исполнитель услуг, а именно ОАО «Жилкомсервис № 1 Адмиралтейского района» вправе прекратить предоставление коммунальных услуг в случае просрочки оплаты потребителями более 3-х месяцев.

Администрация ОАО «Жилкомсервис № 1 Адмиралтейского района».

Удалив с «информационного стенда» (в полном соответствие с указанием «сверху») одно из таких объявлений, я мучительно задумался: кого жалеть больше? Жильцов, которым пробиться через частокол запятых в тексте наверняка ничуть не легче, чем дождаться прихода сантехника? Или главного «исполнителя услуг», который в праведном выбивании долгов так зациклился на идее «прекращать предоставление» этих услуг, что его вряд ли остановит самое серьезное предупреждение?

С одной стороны, налицо очевидный прогресс. Ю. Лукманов уже даже не заикается о «кустовом» (квартальном) отключении тепла, а Ю. Бутенко больше не заявляет о лишении в дневное время коммунальных благ целых домов. А насколько законно применение подобных мер против неплательщиков? Этот отнюдь не риторический вопрос я задал экспертам комиссии петербургского парламента по городскому хозяйству. По их мнению, есть два абсолютно законных (и, как показала практика, весьма действенных) способа борьбы с должниками. Это — начисление пени и судебное разбирательство. Все остальное, извините, от лукавого (по обоюдоострому принципу «нарушители закона — вне закона»). Не случайно Ю. Бутенко упорно ссылается на пресловутые «Правила», а Ю. Лукманов, подробно означив свою позицию в «ПЧП» № 2, уклонился от ответа на один из ключевых вопросов: почему жилищники ставят свои «Правила» выше законов? Я уж не говорю о том, что если «точечные» отключения иные умельцы будут производить с такой же тщательностью, какрасставляют запятые на своих объявлениях, то сами рискуют оказаться на скамье подсудимых.

В свете всего этого попробуем предположить, что свершилось чудо и наши с профессором Сунягиным сокровенные чаяния сбылись: единороссовское большинство ЗакСа голосует за узаконивание стандартов качества городского ЖКХ, а член совета их парторганизации Лукманов не отговаривает губернатора подписать закон. Несомненно, это стало бы решительным шагом к европейским стандартам, но воплощать закон в жизнь придется красе и гордости нашего пореформенного ЖКХ — жилкомсервисам. Давайте смотреть правде глаза. За попрание конституционных прав граждан в жилищной сфере, которое, по признанию спикера Совета Федерации Сергея Миронова, имеет уголовную перспективу, виновные отделываются предупреждениями и депремированием. Вряд ли их постигнет более суровая кара за нарушение и пока чисто гипотетического закона о качестве стандартов. Неужто они убоятся общества потребителей, едва заметных муниципалов, а тем паче службу 004?

Как это ни банально, но реальной альтернативы неукоснительному соблюдению законов всеми «конфликтующими сторонами» цивилизованное общество еще не придумало. В этом смысле я полностью согласен с читателем Чижевским, что пример должны подавать в первую очередь должностные лица. Если же они предпочитают работать не по закону, а по своим «правилам», то пусть не очень серчают, когда их работу оплачивают той же монетой — по «справедливости», или, если угодно, «по понятиям».

Михаил Кореневский

Потому что он рвется на Запад  »
Юридические статьи »
Читайте также