Не пойман - не наказан...

Вот уже месяц как вступил в силу новый городской закон "Об административных нарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге". Готовился он несколько лет, выдержав несколько редакций. Актуальность и необходимость его появления никто не подвергает сомнению. И дело даже не в перевернутых урнах или их полном отсутствии, и даже не в бесчисленных собачьих кучках на асфальте, а в постепенном изменении облика города в целом. Появляющиеся как грибы после дождя рекламные тумбы и растяжки, режущие глаз стеклопакеты на старинных фасадах, повальная вырубка скверов и садиков, снос детских площадок и появление то здесь, то там разных ларьков и павильонов всевозможных фасонов - вот далеко не полный перечень причин, почему этот закон должен был быть наконец принят.

Теперь же за самовольное переоборудование фасада здания, строения, ограждения или их элементов на нарушителя может быть наложен штраф до 1000 МРОТ. Самовольное размещение и расклейка объявлений, плакатов, вывесок, рекламной и иной информации, печатной продукции, особенно если это делается систематически, может привести к штрафу в размере до 500 МРОТ. За выгул питомца в неположенном месте хозяин животного может лишиться двух МРОТ. А если кто-то решил оставить свой автомобиль, например, на газоне, наказание может быть до пяти МРОТ.

Специальные административные комиссии устанавливают факт нарушения, выявляют нарушителя, составляют протокол и передают дело мировым судьям, которые уже и принимают решение о наложении штрафа и его размерах. В большинстве случаев нарушителя установить достаточно легко. Но есть и такие ситуации, когда поймать нарушителя не представляется возможным. Зачастую трудно установить, кто сломал скамейку, перевернул урну или написал на стене неприличное слово. Как правило, такое мелкое хулиганство происходит по ночам, когда весь город спит и нет свидетелей нарушения. Хотя, возможно, когда документ заработает в полную силу, то этот вопрос тоже будет решен, например с помощью ночных патрулей. Но до этого еще далеко. А пока о самых первых итогах работы нового закона мы беседуем с человеком, который знает, каким может быть город, если за ним не следить и не уделять должного внимания. Наш собеседник - Николай Мельников, директор ГУП "Спецтранс".

- Николай Николаевич, ваши первые впечатления о новом законе. Насколько он эффективен и жизнеспособен?

- В одной из книг Валентина Пикуля описана ситуация, где на вопрос канцлера Бисмарка, а что делают русские, ему отвечали: "Они сосредотачиваются". Вот и мы пока еще сосредотачиваемся.

Во всех районах активно заработали административные комиссии, куда поступают протоколы, оформляемые на нарушителей закона о благоустройстве. Выписываются штрафы. В принципе, пока это все. Как будет развиваться ситуация дальше - посмотрим.

Сейчас надо построить стройную систему, благодаря которой люди бы наконец поняли, что демократия - это не анархия. Лично у меня после наших веселых 90-х годов сложилось такое впечатление, что народ считает, что демократия - это вседозволенность. Когда существуют одни права и совершенно отсутствуют обязанности. Этот документ должен воспитывать именно законопослушного гражданина, независимо от того, физическое это лицо или юридическое. Очень хочется, чтобы любой человек, бросая бумагу, пакет, бутылку или банку из-под пива, прежде всего думал, что же он делает. Не мусорить, не портить газон или проезжую часть, не ставить машины там, где не положено, - это совершенно нормальные правила проживания в большом городе.

У меня такое впечатление, что вся проблема в том, что мы сами бездействием воспитали горожан следующем образом: ты напачкал - ничего, сейчас мы уберем за тобой. Это в корне неверно. До абсурда порой доходит. Нам, чтобы убрать улицу в районе неправильно запаркованной машины, приходится тратить деньги на эвакуатор, чтобы ее оттащить, не поцарапав при этом, переставить на 10-12 метров на другую сторону, убрать и затем вернуть обратно, выслушивая при этом нецензурную брань владельца. Для примера: в той же самой Финляндии, дико демократичной стране, если ты поставил не там машину или не обратил внимание на табличку, где указан график уборки улицы, потом ты просто не найдешь свой автомобиль, а штраф будет сопоставим с месячным заработком. Это демократия? Наверное. Но при этом горожан заставляют жить по правилам.

- Сколько сегодня уже выписано штрафов?

- Штрафовать мы не имеем права. Это делают административные комиссии. Сейчас мы возрождаем службу дорожного надзора. После чего будем иметь право оформить протокол о нарушении. Далее в течение 48 часов его необходимо представить в административную комиссию, где с ним уже будут разбираться.

Поэтому сейчас мы можем говорить только о выписанных протоколах. Я примерно прикидывал, и получилось, что их составлено около 160 за прошедший месяц. Причем даже не мы их выписываем, это делают наши подрядные организации. Мы даем им информацию. Сейчас разработан типовой протокол и роздан на предприятия для оформления. Списки людей, которые имеют право составлять эти документы, также представлены в государственную административно-техническую инспекцию для утверждения.

В ближайшем будущем мы планируем в соответствии с адресными программами уборки и содержания дорог сделать, скажем, дорожные округа. Чтобы были конкретные зоны ответственности. Но это пока только перспектива.

- А вы не интересовались, какова дальнейшая судьба этих протоколов? Кто-то уже был оштрафован на их основании?

- Мы свою задачу выполнили: протоколы оформили и отправили в ГАТИ. Сегодня на заседании штаба по благоустройству заместитель начальника ГАТИ докладывал, что все хорошо. Все протоколы учитываются, меры принимаются, штрафы выписываются. А платят? Говорят, что да. Если штраф не выплачивается, то начинаются судебные иски, и уже вступает в силу служба приставов. То есть все, как и должно быть по закону.

Меня же интересует совершенно другой вопрос: куда идут эти деньги? Точнее, я знаю, куда они идут - в муниципальное образование, а вот что с ними дальше происходит, на что они тратятся - неизвестно.

- То есть вы хотите сказать, что эти средства к вам не возвращаются хотя бы частично?

- В том-то и дело. Весь наш интерес в этом деле сводится к... надежде, что благодаря штрафной санкции подобное нарушение, может быть, не повторится. Пока складывается довольно странная ситуация: нарушение совершено на нашем объекте, а штраф уходит к муниципалам. Почему? Ведь при недостатке средств, которые выделяются на уборку города, эти деньги можно было бы использовать с пользой для дела. Мне лично это непонятно.

Кроме того, я не слышал, чтобы муниципальные образования активно принимали участие в процессе реализации данного закона. В процессе задействованы ГАТИ, Жилищный комитет, КБДХ, наши предприятия, подведомственные КБДХ, Комитет по строительству. Но вот про муниципалов я чего-то ничего не слышал.

- Николай Николаевич, неужели вы считаете, что с помощью закона можно заставить человека не мусорить на улицах города? На мой взгляд, это скорее вопрос воспитания и культуры, нежели юриспруденции...

- Вы извините, но эту "культуру" мы видим на всех городских мероприятиях. Возьмем, например, День города. Столько мусора не на каждой свалке найдешь. Причем это в основном пивные банки, пакеты из-под чипсов и битые бутылки. Кстати, в последнее время появилась новая "мода". Если раньше ту же бутылку культурно оставляли, в надежде что бомжи подберут, то теперь она разбивается. Причем это не просто случайность, а уже система. Только почему мы должны тратить средства, чтобы за этими "культурными" людьми убирать? Сейчас все считают деньги. Пусть и они тоже посчитают.

Неужели вы думаете, что на Западе не мусорят на улицах только потому, что людей так воспитали? Сомневаюсь. Все опять упирается в деньги. Я уже говорил про Финляндию. Полицейский или дорожный инспектор в случае нарушения прямо на ходу выписывает квитанцию, и попробуй не оплати. Денег не хватит, чтобы судиться.

- Может, надо просто урны ставить в соответствии с санитарными нормами, тогда и мусорить не будут? И не надо целый штат инспекторов держать.

- Это сложный вопрос. Дело в том, что урны являются точкой концентрации мусора. В Швеции, например, от них вообще отказались. Дело в том, что проще и эффективней, чтобы машина один раз прошла и все убрала. А урна забивается где-то в течение часа. Каждый час вычищать их - это очень дорогое удовольствие. Сколько людей нужно для этого держать, плюс техника и так далее. По сути дела, от них только хуже.

И вообще к урнам у меня неоднозначное отношение. Ведь если она забита и человек бросил ту же бумажку, она все равно мимо упадет. Значит, он намусорил. Я сторонник системы раздельного сбора мусора. Это и удобно, и экономично.

- Как вы считаете, когда закон заработает в полную силу?

- Нам еще многое надо сделать. Прежде всего, оснастить мастеров дорнадзора, которые будут заниматься этой работой, всем необходимым.

Во-первых, надо чтобы у людей появилась форма. Человек в форме всегда вызывает определенное уважение. Во-вторых, они должны быть мобильны - необходимы специально оборудованные автомобили, средства связи и, самое главное, информационная база. Дело в том, что обнаружить само нарушение - это одно, но ведь надо найти того, кто это сделал. И с этим сейчас самые большие трудности. Зачастую даже на той же стройплощадке получается, что заказчик один, подрядчик другой, субподрядчик третий, попробуй тут найди виновного. Я думаю, что нам, чтобы все продумать, организовать, нужно еще где-то месяца два.

От автора. И еще одно интересное наблюдение. Внимательно изучив все пункты нового закона, я с удивлением обнаружила, что в нем нет статьи за нарушение внешнего вида города. Я имею в виду брошенные ржавые автомобили на дорогах и катера на реках и каналах. Про них, видимо, забыли, и вспомнят, похоже, только в следующей редакции данного документа, если таковая вообще будет.

Беседовала Наталья Григорьева

Под ЖКХ подвели идеологию Теперь следует ждать повышения квартплаты и тарифов на энергоресурсы  »
Юридические статьи »
Читайте также