Чудо от принца Ольденбургского

Центр города хорошеет — реализуется программа «Фасады Петербурга» . Казалось бы, фасад у всех на виду, какие он может скрывать тайны! Но реставраторам едва ли не каждый старинный дом преподносит сюрпризы.

Букеты на фасаде

Здание Института растениеводства им. Вавилова (вскоре здесь расположится Управление делами президента) — не самое выразительное на Исаакиевской площади. Его назначение всегда было утилитарным — архитектор Ефимов построил его в середине XIX века для министерства имуществ.

Тем не менее фасады украшены двумя рядами «плоских» колонн — так называемых пилястр, которые завершаются букетами, имитирующими пышные листья средиземноморского растения акант. (На языке профессионалов эта роскошь именуется капителью коринфского ордера.) Считалось, что эти самые «букеты» на фасаде — керамические. При поверхностном осмотре пришли к выводу, что они выколочены из меди (была такая техника). Но когда реставраторы фирмы «Интарсия» занялись их изучением, сильно удивились. В полуразрушенных от времени капителях, покрытых грязью, копотью, шелушащимися слоями краски, просматривались очень красивые, четкие, совершенно одинаковые детали-листья. Такое совершенство мастера видят нечасто. После расчисток вскрылось еще более удивительное явление: на акантовых листьях не оказалось ни единого шва и ни единого следа инструмента! Они будто чудом возникли.

Реставраторы потому-то и профессионалы, что вскоре поняли — это не чудо, а произведения гальваники. Удивительно было то, что это было сделано в таком масштабе в середине XIX века, когда этой технической новинкой занимались только ученые, которые создавали гальванические элементы в небольших масштабах, в баночках на лабораторном столе. А тут — серийное производство, ведь на фасаде насчитывается почти полторы сотни «букетов», состоящих из тысяч деталей. Изыскания показали, что автор капителей — Петр Георгиевич Ольденбургский, принц, супруг великой княгини Ольги Александровны, образованнейший человек своего времени, интересующийся техническим прогрессом. На Большой Морской улице у него была мастерская, в которой принц показывал чудеса — для тогдашнего человека представлялось невероятным, когда из воды, а на самом деле из раствора электролита, доставали медное изделие, которого изначально там не было! И вот так, показывая чудеса, Петр Георгиевич в конце концов создал скульптуры ангелов для Исаакиевского собора. Капители же были сделаны таким образом: восковую модель опускали в гальваническую ванную, обращивали тонким слоем меди, нагревали, воск вытекал, и оставалась медная скорлупка без единого шва и, разумеется, без единого следа инструмента.

И нынешние не лыком шиты

Сейчас тонкая, как газетный лист, медь сильно разрушена коррозией. Как же ее отреставрировать? На помощь пришли нынешние высокие технологии: используя водородные горелки, реставраторы впаивали утраченные детали, а рассыпающуюся медь дублировали полиуретановыми материалами.

Сначала отреставрировали 30 штук — только на фасаде, обращенном на площадь. Потом Комитет по охране памятников нашел деньги, и сейчас в работе еще 36 капителей. Дальше все зависит опять-таки от денег, если их не будет, оставшиеся уникальные произведения могут в конце концов рассыпаться в прах.

Еще один любопытный момент: реставраторы подозревают, что изначально акантовые букеты были вызолочены — как на этом здании, так и на том, что находится на другой стороне площади. Сейчас капители красят под цвет старой бронзы.

Когда будете проходить по Исаакиевской площади, поднимите голову, посмотрите на букеты от Ольденбургского. Хорошее было время, когда украшениями офисных зданий занимались принцы.

Елена Петрова

Питер слезам не верит  »
Юридические статьи »
Читайте также