Собрание незнакомцев, или Еще один взгляд на ТСЖ

О состоянии жилищно-коммунального хозяйства и его реформировании путем создания товариществ собственников жилья написано много, но тема эта далеко не исчерпана. Я, например, считаю, что реформа игнорирует "человеческий фактор", и это является ее серьезным недостатком. Новый Жилищный кодекс (ЖК) дает гражданам права, но не учитывает реальные возможности их использования.

Собственники жилья - это обычные граждане, которые самостоятельно или, привлекая специалистов, справляются с ремонтом своих квартир. Но они почти ничего не знают о доме в целом - его инженерных системах и их состоянии, не разбираются в вопросах экономики и организации ЖКХ. Особенностью больших городов является и то, что люди, годами проживающие в одном доме, зачастую не знакомы друг с другом, и коллективом, способным к совместной работе, стать не смогут, так что общее собрание собственников жилья станет собранием незнакомых между собой людей. А новый ЖК обязывает их выбрать способ обслуживания дома и определить условия, на которых оно должно осуществляться.

Иными словами, ЖК требует от участников собрания решения таких вопросов, в которых они плохо разбираются, а финансовую ответственность за результаты возлагает на каждого собственника. И каким бы ни было решение, жаловаться некому - собранию претензии не предъявишь. Суд может отменить его решение только в том случае, если оно было принято с нарушением формальностей.

Согласно новому ЖК, участники собрания собственников жилья неравноправны, и "вес" каждого станет определяться площадью принадлежащей ему квартиры - голосовать люди будут квадратными метрами. Так что придется, глядя в глаза соседу, указать ему, что он не ровня, поскольку его квартира меньше. К тому же голосование метрами усложняет процедуру принятия решений. Есть вопросы, которые принято решать тайным голосованием. Но если собственник укажет площадь своей квартиры, то какая же это тайна? Для ведения собрания нужно выбрать председателя - как считать голоса "за" и "против" с учетом их "веса"? Так что если в законе четко не определить, в каких случаях какие процедуры голосования следует применять, любое решение может быть опротестовано. Непонятно, кому нужны все эти сложности?

Проживая в коммуналках, мы мечтали жить в отдельной квартире и не зависеть от соседей. Мечта сбылась, но новый ЖК эту зависимость восстановил. Теперь все мы окажемся повязаны решениями, которые будут принимать и наши соседи тоже. И ни железные двери, ни замки не защитят нас от потерь, если решения эти окажутся неудачными. А потери могут быть очень большими. Например, если мы ошибемся с выбором управляющей компании и она не будет надлежащим образом выполнять свои обязанности. Конечно, мы можем обратиться в суд. И, если повезет, выиграть и не платить судебные издержки. Я не против решения сложных вопросов в суде, но плохо, если придется постоянно палить из пушки по воробьям.

Сегодня у каждого собственника жилья есть договоры с "Петроэлектросбытом", "Петербургской телефонной сетью", с ремонтно-эксплуатационным управлением. Аналогичные договоры можно заключить и с приглашенной управляющей компанией - посредник в виде ТСЖ не требуется. Если жизнь покажет, что домоуправлению нужны функции юридического лица, тогда можно будет сформировать и зарегистрировать ТСЖ. Но надо учесть, что права юридического лица влекут за собой обязанности, которые для небольших коллективов очень обременительны - мне, члену небольшого садоводческого товарищества, это хорошо известно. Договор на обслуживание дома может заключить ТСЖ, но тогда товарищество будет обязано полностью оплачивать выставленные счета, вести бухгалтерский учет, а неплательщики станут его "головной болью".

Во множестве публикаций, посвященных работе ЖКХ, освещаются различные недостатки, и чаще всего люди пишут о том, что в домах плохо моют лестницу, что чиновники отказываются выполнять дорогостоящий ремонт, - с этим не поспоришь. Но не следует забывать и другое. Помню, как я вместе с родителями жил в коммунальной квартире на последнем этаже. В военные годы крыша была повреждена и протекала. Трудное было время, но жилищные службы крышу отремонтировали, в комнатах заново оштукатурили потолки, заменили полы - и все это бесплатно для жильцов. Потом в доме провели центральное отопление и газ, во дворе установили лифты - тоже бесплатно. А что если бы государство не теперь, а 60 лет назад отказалось от управления жилищным хозяйством и все заботы, включая финансирование работ, переложило на жильцов? Думаю, что своими силами и за свой счет сделать все это мы бы не смогли.

Замечу также, что цена нефти в то время была на порядок ниже, чем сейчас. Это теперь Россию захлестнул поток нефтедолларов, однако власти все расходы по содержанию ЖКХ перекладывают на население, то есть на тех, кого долларовые потоки обходят стороной. А ведь недра не приватизированы, и каждый гражданин России имеет право на свою долю этого богатства. Так что нам есть о чем задуматься.

Вадим Фадеев, ветеран труда

Падение кранов заново расследуют  »
Юридические статьи »
Читайте также