Объект сдан. А мусор принят? Строители выбрасывают на свалки миллионы рублей. С этим теперь разбирается жилищный комитет

По экспертным оценкам, в объеме несанкционированных свалок именно строительный мусор занимает до 80%. Но это только то, что можно увидеть. А сколько всего закопано в землю вблизи бывших стройплощадок или на месте аварий трубопроводов? Сколько железобетона покоится на дне водоемов?

Проблема обращения со строительными отходами в городе давно уже перешла в разряд хронических. В мае 2003 года, еще при губернаторе Владимире Яковлеве, вышло распоряжение № 1112-ра «Правила обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге» . Однако эта бумага мало повлияла на сложившуюся ситуацию.

Реализация крупных градостроительных проектов, снос ветхого жилья и строительство нового, капремонт и реконструкция зданий и офисов — все это вызывает... новые горы мусора.

Раньше за строительные отходы отвечал комитет по благоустройству и дорожному хозяйству. С прошлого года в рамках принятой Концепции обращения с отходами в Петербурге на 2006 — 2014 годы эта функция передана жилищному комитету.

— Сейчас мы составляем реестр размещения твердых бытовых отходов, в том числе и строительных, — говорит заместитель председателя жилищного комитета Георгий Бардашев. — Фактически в городе работают порядка 15 перевозчиков мусора, а по действующим лицензиям числятся более 400. Впредь лицензии будут выдаваться только на конкурсной основе. Уже готовится тендерная документация. Лоты формируются в рамках территорий районов, чтобы на этот рынок приходили компании, способные обеспечить все экологические требования.

Чтобы отходы со стройки или после сноса здания не свозили куда попало, компания должна работать в соответствии с технологическим регламентом на размещение строительных отходов. Строительная фирма его разрабатывает и согласовывает на стадии проектирования объекта. В регламенте обозначаются объемы и виды отходов. В каких местах они будут накапливаться и на какие полигоны вывозиться. По окончании строительства компания не может уйти с объекта, пока документально не отчитается о соблюдении регламента. Иначе придется отвечать по закону и платить штрафы. Но пока это теория...

Все зависит от уровня контроля за исполнением регламентов. Самый эффективный способ контроля — технический.

В прошлом году на мусороперерабатывающем заводе вблизи поселка Янино запущен пилотный проект по внедрению электронной весовой системы. В текущем году из бюджета выделено 5 млн рублей для дальнейшего развития этой системы. Однако на многих официальных свалках весовой учет вообще отсутствует. Нет проблем привезти сто килограммов, а по накладным отчитаться за двести. Или вывалить мусор в близлежащий лесок, сэкономив на бензине.

Правда, на предприятиях «Спецтранса» уже есть мусоровозы, оснащенные бортовыми электронными чипами. Такой датчик позволяет контролировать движение машины от места сбора отходов до полигона в режиме реального времени. По словам Бардашева, оснащенность мусоровозов датчиками будет прописана в условиях предстоящего конкурса на перевозки.

Строительные отходы в основном вывозятся в старые карьеры пригородной зоны. Есть специальная технология рекультивации этих карьеров. Но свободных карьеров уже практически не осталось, а строительного мусора с каждым годом становится все больше. Всем понятно, что кардинальный выход — в переработке мусора и использовании вторичных ресурсов. Из бросового железобетона можно получить металл, цементную пыль, другие материалы, щебень переработать во вторичный щебень. Спрос на вторичное сырье огромен, но в Петербурге его производится меньше меньшего.

Заместитель генерального директора ассоциации «Трансремстрой» Федор Зеленков, экономист по образованию, который серьезно занимается научным обоснованием целесообразности утилизации строительных отходов Санкт-Петербурга, говорит:

— Если весь объем строительных отходов пустить обратно в производство, это позволит удешевить квадратный метр вводимого в строй жилья на 5 — 10%. Весь мир идет по этому пути. Сегодня уже ряд улиц в Москве покрыт асфальтом, который изготовлен из старых автопокрышек, вторичного песка и щебня. Мы же пересыпаем строительным мусором на полигонах слои консервных банок и очень довольны.

Если в белокаменной в этом секторе рынка задействовано около сотни частных компаний, то в Петербурге и десятка фирм не наберется.

Эмма Беленкова

Опять придется "уплотняться"? Общественные слушания в Петербурге превратились в формальность  »
Юридические статьи »
Читайте также