ГОРЕэлектроТРАНС!

С 1 февраля проезд в общественном городском транспорте стал стоить 12 рублей . По удивительному стечению обстоятельств, тогда же, с 1 февраля, была внедрена новая система работы городского пассажирского транспорта, когда автобусные перевозки будет осуществлять не только монополист "Пассажиравтотранс", но и частные компании. Казалось бы, появление конкуренции на ниве социальных перевозок должно привести к снижению тарифов, однако в данном случае оказалось наоборот. При этом, как правило, мы уже по привычке готовимся раз в год раскошеливаться в связи с увеличением тарифов на ЖКХ, электричество и этот самый транспорт.

Однако насчет последнего, ну, в смысле, 12-рублевого транспорта вдруг возникли сомнения. Все дело в том, что в распоряжении "Версии в Питере" оказался документ со скромным названием "Справка о хищении бюджетных средств в ГУП "Пассажиравтотранс" и ГУП "Горэлектротранс". И в этой справке достаточно подробно описано, из чего соткан этот самый тариф на проезд.

Опасная безопасность

Кто из нас не считал, насколько и за сколько дней окупается наш "единый" и выгоден ли он. На самом деле мы, ощущая реальную выгоду для себя, мыслим совершенно не по-государственному. Поскольку, по утверждению руководителей комитета по транспорту, главной причиной необходимости получения субсидий и дотаций городских социальных перевозок являются всевозможные льготники. Ну да, "благодаря" 122-му Закону "О монетизации" ниву эту изрядно подчистили, но действие всевозможных "единых" и прочих проездных документов приводит к снижению доходов и, как следствие, к необходимости покрывать себестоимость перевозок за счет городского бюджета. Читай здесь, наших с вами налогов.

Однако некая группа лиц пошла дальше и посчитала несколько иное. До недавнего времени она называлась "Группа экономической безопасности ГУП "Горэлектротранс". В ней трудились 3 человека, которые вдруг не на шутку решили проверить внутренние порядки ГУПа, со всеми вытекающими последствиями. Последствия вытекли, надо сказать, настолько серьезные, что эту самую "зарвавшуюся" группу поспешили распустить через год после ее образования. Даже за это время они накопали столько всего интересного, что, скажем вам, хватит не на одну публикацию. И, с вашего позволения, приступим к созданию этого сериала.

"Карточный бизнес"

Кто-нибудь из нас задумывался о том, где продаются фальшивые проездные карточки типа "автобус-троллейбус-трамвай"? Ну, там, злобные студенты рисуют сами себе такие разноцветные фантики, или какой-нибудь шаромыжник на цветном ксероксе распечатает десяток-другой - это, конечно же, беспредел. Однако оказывается, что, согласно вышеупомянутой "Справке", этим не без удовольствия занимаются и в самих ГУПах. Не может быть, скажете вы! Может!!! Цитирую документ: "ГУП "Горэлектротранс" заказывает тираж проездных карточек на каждый месяц в типографии "Корпорация Горстройэлектротранс", в Москве, которая не имеет лицензии Минфина России на изготовление защищенной билетной продукции, что запрещено федеральным законом ". Как следствие, данные проездные карточки "имеют крайне слабую защиту, что позволяет лицам, занимающимся изготовлением фальшивых карточек, без труда их изготавливать".

Делается все очень просто: либо в одной и той же типографии печатаются два тиража - один документально оформленный, другой левый. Либо второй, который левый, печатается в другой типографии. Ну а затем "неоприходованные" настоящие карточки с грустным видом показываются городскому правительству - вот, мол, ездить стали меньше, ссылаясь на увеличение частного транспорта.

По словам бывших представителей группы экономической безопасности ГУП "Горэлектротранс", "левые" тиражи достигали порой до 40% от общего числа карточек. Причем распространялись они примерно на третий-четвертый день со дня начала продажи проездных, и чаще всего это происходило в Калининском, Выборгском и Невском районах.

Там, по словам руководителя "Группы", были рассредоточены "свои люди". Ну а подсчет ущерба был произведен до смешного просто. В течение двух месяцев решили печатать эти самые проездные в другой, лицензированной типографии и проконтролировали все этапы реализации проездных. И даже несмотря на то, что печать более защищенных карточек по себестоимости оказалась несколько дороже, результат ошеломил даже бывалых обэповцев из "Группы". Еще одна цитата из справки: "По самым скромным подсчетам, действующая в недрах "Горэлектротранса" организованная преступная группировка "зарабатывает" на данном "бизнесе" около 100 тыс. долларов США в месяц"! Ну а если к этому делу прибавить еще и фальшивые разовые проездные билеты, те самые, что нам продают по 12 рублей в транспорте, которые, по словам руководителя "Группы", порой тоже доходят до 40% от общего объема, то получается совсем иная картина, чем описывается в транспортном комитете.

По словам заместителя председателя комитета по транспорту Николая Константинова, "главной проблемой в настоящее время по-прежнему остаются "зайцы". Благодаря введению должности кондуктора, конечно, ситуация улучшилась, но, увы, кондуктор все равно не может проследить за всеми". А те самые 100 тыс. долларов ежемесячно да плюс фальшивые одноразовые - уже можно было уложиться, по мнению руководителя "Группы", в 8 рублей за одну поездку или, к примеру, прикупить не один троллейбус.

Из троллейбуса - с любовью

Не карточками едиными жила ОПГ. Как вы думаете, где можно заказать и приобрести троллейбус, скажем, австрийского производства? Правильно, но неверно! Не в Австрии, а в одной из холдинговых компаний, расположенных в российской глубинке! Как отмечено в "Справке о хищении...", "06 декабря 2002 года ГУП "Горэлектротранс" заключил договор с этой компанией на поставку сочлененного троллейбуса GSGE 150M производства Австрии, стоимостью 1 млн. 400 тыс. рублей. Перечислено в адрес компании 2 млн. 920 тыс. рублей". Ну а далее еще интересней: "Троллейбус получен не был, хотя из разговора с руководителем 3-го троллейбусного парка выяснилось, что он какое-то время (6 месяцев) находился в троллейбусном парке N3 без документов, а потом его вернули, тоже без документов". Однако затем, как следует из "справки", "холдинговая компания отправила комплектующие (в виде троллейбуса), которые не оприходованы и до сих пор находятся опечатанными в троллейбусном депо. Цены на них, по мнению специалистов, превышают рыночные в 5 раз". Еще один акт покупки троллейбусов был подмечен членами "Группы" в мае 2002 года. Тогда город заключил контракт с одним троллейбусным заводиком. В ту пору город задумал купить 22 троллейбуса.

В результате этой нехитрой операции цена одного троллейбуса составила 3 млн. 636 тыс. рублей. Правда, согласно тогдашнему прайс-листу завода, их цена должна была составлять 2 млн. 640 тыс. рублей. То есть на миллион меньше! В итоге до города докатились лишь 7 троллейбусов, а вот 9 млн. рублей с этого заказа вообще куда-то испарились!

Нетрадиционная экспертиза

Еще один вопрос. Как вы думаете, почему наши троллейбусы выглядят как-то не по "европейским стандартам"? Ну да, улицы грязноваты, холодно, на мойках вода замерзает, да и рекламисты не все автобусы и троллейбусы закрашивают.

Про рекламу чуть позже, а вот про краску... Знаете, как "Группа экономической безопасности ГУП "Горэлектротранс" проанализировала качество краски? Помог случай. Некий доблестный труженик одного из парков, будучи навеселе (как не пить при такой работе...), случайно окунулся в бочку с масляной краской. Неприятно, конечно, да и предыдущий алкоголь оказался выпит зазря: хочешь не хочешь - протрезвеешь! Ну и, естественно, пришлось срочно идти мыться.

Каково же было удивление рабочего, когда краска смылась в одночасье, причем даже без особых затруднений и без помощи мыла вообще! Напомним, краска была масляная. Узнав об этом, "Группа" закончила благодаря рабочему первую часть "экспертизы" и перешла ко второй. И оказалась, что краска поставлялась опять-таки через некую посредническую фирму. А эта краска ПФ 115 по "большинству позиций не соответствует ГОСТу6465-76". По сути, это был мел, смешанный с олифой.

Ну а, поработав с документами, выяснилось, что закупочная цена была завышена на 60%, вследствие чего одному из руководителей "нарисовался" "откат" в размере 12 тыс. долларов, а городу пришлось потратить дополнительные 300 тыс. рублей на закупку новой краски. При этом как-то без энтузиазма была воспринята информация о том, что финские производители подобной краски убедительно доказали, что их продукт сможет даже при питерской агрессивной среде спокойно кататься на бортах наших троллейбусов не менее 5 лет.

По словам руководителя "Группы", на покраску всех, к примеру, троллейбусов потребуется 1,5 млн. рублей, тогда как российская краска требует замены чуть ли не каждые полгода, затраты на которую одноразово составляют 500 тысяч. Однако надо же поддерживать российского производителя! К тому же как финнам объяснить слово "откат"?!

Трамвайный "откат"

Впрочем, понятия "откат" и "хищение средств городского бюджета" - самые популярные в изученной нами "Справке". Как вы думаете, а бывают ли откаты у, скажем, трамваев? Ну, у 120-миллиметровой гаубицы - понятно. А вот трамвай?

Оказывается, бывает. Правда, специфический. Дело в том, что наши трамвайные пути, не в пример, скажем, метрополитеновским, изрядно изнашиваются, и их постоянно необходимо менять. По традиции подобная практика имеет место, когда рельсы изношены на 45%. Что и происходит в городе, невзирая на напряженное финансовое положение.

Но неугомонные сотрудники "Группы экономической безопасности ГУП "Горэлектротранс" умудрились сунуть свой нос и туда. Поступили просто. Отпилили куски по одному метру и взвесили, только и всего. И оказалось, что процент износа этих самых рельс заметно завышен. Так, демонтированные на улице Ярослава Гашека рельсы износились лишь на 20,5%, на Трефолева - 17,1%, на улице Льва Толстого - 14,7%, а на Большой Монетной - 14,8%.

И вроде бы бог с ним, особенно там, где рельсы демонтировали навсегда. Но вот незадача - все это хозяйство благополучно сдавалось на металлолом. Причем именно из расчета, что металла там осталось не более 55%. Ну а из разницы была выкована достаточно "большая монета" - 6 млн. рублей. Вот вам и "трамвайный откат"! А приплюсовав к этому замену полотна на новое - дополнительный убыток городскому бюджету и приработок этим "пионерам", собирателям металлолома.

Посторонняя экономия

Однако о серьезном. Как вы сами понимаете, такую "змею" взращивать в своих рядах долго не могли. И "Группа экономической безопасности ГУП "Горэлектротранс" просуществовала чуть больше года - в 2003-2004 годах. А в это время прошли выборы, после чего и без этой "Группы" все должно было пойти по-новому, хорошо. И все же последний вопрос: как вы думаете, какое основание было заложено в приказ о расформировании "Группы"?

Отвечаю - экономия бюджетных средств! Правда, при этом об этих махинациях было все же доложено председателю комитета по транспорту Александру Дацюку и даже вице-губернатору Олегу Виролайнену. После чего информация была спущена, по словам представившего справку руководителя "Группы", обратно в отдел, который "курирует" борьбу с фальшивыми карточками.

Предлагалось даже восстановить работу "Группы", но уже в "Центральном агентстве городского пассажирского транспорта". На что, по словам одного из присутствующих на совещании у главы транспортного комитета, Александр Дацюк предложил "держаться подальше от руководителя "Группы". Комментарий заместителя главы комитета Николая Константинова был чуть сдержанней: "Да, действительно, у нас могли быть случаи, где, возможно, осуществлялась продажа фальшивых карточек, но лишь в тех случаях, когда их продавали кондукторы или водители, сейчас такой практики нет. Тем более невозможна продажа фальшивок в официальных ларьках и на станциях метро. В то же время ни одного документа по фактам продажи фальшивых карточек я не видел, и прокуратура ни одного разбирательства не проводила".

Кстати, в ближайшем будущем транспорт собирается перейти на пластиковые смарт-карты. Так вот, по источникам руководителя группы, "уже готов механизм их фальсификации". Впрочем, в стороне держаться не собираются в прокуратуре и Законодательном собрании. Как стало известно "Версии в Питере" когда уже верстался номер, прокуратура Центрального района решила-таки провести расследование этих фактов. В то же время депутат Сергей Гуляев вышеупомянутую справку на прошлой неделе передал вице-губернатору, правительства Петербурга Михаилу Осеевскому. Отмечу, что документы, оставшиеся у "Группы" по всем вышеперечисленным случаям казнокрадства, занимают четыре тома. Ну а пока едем дальше?

Версия Алексея Романова

О бездомных собаках и их "живодерах" - без ханжества  »
Юридические статьи »
Читайте также