Центральный район опасен для жизни

Губернатору СПб Матвиенко Валентине Ивановне Начальнику Главного управления по делам ГО и ЧС СПб Иванову Александру Георгиевичу Прокурору СПб, государственному советнику юстиции 2-го класса Зайцеву Сергею Петровичу Военному прокурору Ленинградского военного округа генерал-лейтенанту юстиции Лебедю Игорю Ивановичу

27.02.2006Уважаемые господа! К вам обращаются жители Санкт-Петербурга, обеспокоенные снижением уровня пожарной безопасности Центрального административного района города.

Мы с вами хорошо знаем, что пожары наносят обществу огромный материальный ущерб, представляют угрозу жизни и здоровью граждан. Регулярно узнавая о гибели людей на пожарах и большом материальном ущербе невольно задаешься вопросом: была ли возможность хотя бы уменьшить количество погибших и почему пожар не был локализован на начальном этапе? Одна из причин этого - недостаточное количество пожарных частей, которые ютятся в небольших и не всегда приспособленных помещениях, их слабая техническая оснащенность.

В настоящее время, когда, к сожалению, повсеместно, в том числе и в нашем городе, пожаров стало значительно больше, а их последствия стали гораздо серьезнее, ответственность должностных лиц всех государственных органов за поддержание высокой готовности оперативных служб пожарной охраны также возрастает.

В связи с планируемым перемещением 37-й пожарной части, расположенной в настоящее время в корпусе N 15 Апраксина Двора, нам стало известно, что Комитетом по строительству правительства СПб 03.02.06 принято решение о подготовке проекта постановления правительства СПб о проектировании и реконструкции здания (корпус N 45 Апраксина Двора) под упомянутую пожарную часть. В связи с вышеупомянутыми обстоятельствами важность этого решения для нас - жителей Санкт-Петербурга, трудно переоценить.

37-я пожарная часть (ПЧ) обслуживает центральную часть города и является единственной на правой стороне реки Фонтанки. В зоне ответственности 37-й ПЧ находятся 8 крупнейших театров, включая Малый оперный, БДТ им. Товстоногова, театры комедии и музыкальной комедии и множество других объектов культуры (Эрмитаж, Русский музей), многочисленные памятники истории и архитектуры. Здесь же размещены крупнейшие учебные заведения (Академия хореографии им. Вагановой, Финансово-экономический, Педагогический, Текстильный, Электротехнический институты и др.), торговые центры (Большой Гостиный Двор, Пассаж, Елисеевский магазин, Гранд-Палас, Дом книги и др.), государственные учреждения (КГИОП, КГА, комитет по культуре, Жилищный Комитет и Комитет по энергетике и др.). В данном районе также расположено и множество жилых домов. В связи с этим проблема размещения 37-й пожарной части становится еще более актуальной.

Поскольку за истекшие 3 года неоднократно горели как Апраксин Двор, Гостиный Двор, Адмиралтейство, так и многие другие здания памятники, эту важнейшую проблему необходимо решать в строгом соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.94 и действующими нормативно-правовыми актами, в частности, НПБ - 101-95 "Нормы проектирования объектов пожарной охраны", СниП 02.07.01-89* "Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений" и другими.

Такую правильную позицию занимают руководители 14-го отряда пожарной охраны УГПС СПб (14-го ОПО), в состав которого входит 37-я ПЧ. В своих обращениях в муниципальные органы они давно и неоднократно информировали о том, что радиус обслуживания 37-й ПЧ увеличился до 5 км при нормативных 3 км, а имеющихся 14 пожарных автомобилей явно недостаточно, поскольку такое количество "составляет лишь 50% от штатной положенности" (обращение 14-го ОПО N 47/14-2972 от 30.07.03 в адрес Агентства Центрального района КУГИ СПб, обращение 14-й ОПО N 47/14-103 от 13.01.04 в адрес главы администрации Центрального района СПб). Большее количество автомобилей 14-му ОПО просто негде разместить, поскольку все пожарные части Центрального района ютятся в небольших помещениях.

Таким образом сейчас 37-я пожарная часть явно не отвечает требованиям действующего федерального законодательства по площади занимаемого ныне помещения, возможности расположить там необходимое количество автомобилей и другой специальной техники, а также разместить всех сотрудников. Вследствие этого снижен уровень оперативности пожарного подразделения и его возможности. С 1978 года до настоящего момента пожарная часть временно (до обещанного строительства нового здания) находится в помещении площадью всего 823 кв. метра в корпусе N 15 Апраксина Двора. В связи с предстоящим ремонтом этого здания 37-ю ПЧ предполагают перевести в корпус N 45, площадь застройки которого еще меньше - не более 150 кв. метров. Такое решение еще в большей степени не отвечает требованиям действующего федерального законодательства об организации деятельности и оснащенности оперативных пожарных подразделений, целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, федерального и муниципального имущества. Более того, такое решение существенно затрудняет (точнее делает почти невозможным) исполнение этих требований и целей, что вызывает нашу обоснованную тревогу.

Хотелось, чтобы такую же обоснованную тревогу данный вопрос вызывал и у соответствующих должностных лиц. Однако, 02.06.05 начальник Главного управления по делам ГО и ЧС СПб Иванов А. Г. утвердил техническое задание и заключение Государственного строительно-проектного института (ГСПИ) МВД России "О возможности размещения пожарного депо на 3 автомашины в районе сквера у корпуса N 45 Апраксина Двора". В техническом задании на проектирование пожарного депо предполагается в сквере площадью всего 150 кв. метров на месте разрушенной части охраняемого государством памятника истории и культуры (коим является корпус N 45) построить новое помещение.

Возникает несколько вопросов. В утвержденном 02.06.05 Ивановым А.Г. техзадании основанием для проектирования заявлено Распоряжение Администрации СПб N 2633-ра от 11.11.03 . Однако в этом распоряжении нет никаких указаний о проектировании 37-й ПЧ и выдаче техзадания на строительство, тем более там не могло быть указано конкретное место новой дислокации пожарной части (сквер у корпуса N 45). Заключение ГСПИ произведено по письму ООО "Инком" и техзаданию Иванова А.Г.

На самом же деле только значительно позже, а именно 30.09.05 Губернатор СПб В. И. Матвиенко на выездном совещании по вопросу развития территории Апраксина Двора дала указание "подготовить проект нормативного правового акта "О внесении изменений в распоряжение Администрации СПб от 11.11.2003", предусмотрев условие об обременении инвестора (ООО "Инком") строительством пожарной части по адресу: Садовая ул., 28-30". То есть до 30.09.05 возможно не существовало какого-либо распоряжения либо постановления губернатора или правительства о запросе техзадания на строительство пожарной части. Не было определено и новое место ее дислокации. На совещании 30.09.05 впервые губернатор предложила Главному управлению по ГО и ЧС СПб выдать техническое задание на строительство 37-й ПЧ на территории Апраксина Двора без указания конкретного места новой дислокации, которое будет выбрано на основании анализа требований техзадания (пункты 2 и 3 Протокола N 120-в от 30.09.05 выездного совещания администрации СПб с участием губернатора). Откуда же за 3 месяца до этого совещания появилось утвержденное начальником ГУ по ГО и ЧС СПб техзадание с указанием нового места дислокации 37-й ПЧ? Может быть, это место (сквер у корпуса N 45) значительно улучшает положение 37-й ПЧ и устраняет вышеперечисленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, на которые ранее обращало внимание руководство 14-го ОПО?

К сожалению, все с точностью до наоборот и даже интереснее. В п. 3 заключения ГСПИ утверждается, что исследуется "здание пожарного депо... в плане размером 29 х 15,5 метров", то есть предполагаемая площадь застройки депо составляет 450 кв. метра. При этом в п. 6 заключения ГСПИ прямо указывается, что "в связи со стесненными условиями предлагаемого участка, малой площадью застройки" проектом заранее предусмотрено "снижение площадей помещений (помещение пожарной техники, гардеробы, комнаты отдыха дежурной смены) по отношению к нормативным показателям; затрудненность маневра пожарной техники при осуществлении выезда из пожарного депо". Кроме того, в п. 2 заключения утверждается, что "из-за ограниченных размеров земельного участка возможно размещение пожарного депо только на 3 автомобиля, участок примыкает к существующему зданию (корпусу N 45) и находится в стесненных условиях существующей застройки".

Как видно, выбор нового места дислокации 37-й ПЧ еще более ухудшает ее положение, а также и жителей города. Но более того. Указанные в заключении ГСПИ цифры площади застройки почему-то завышены. Видимо, кому-то очень хотелось получить положительное заключение ГСПИ.

В действительности же общая площадь застройки ныне существующей части корпуса N 45 с прилегающей территорией (сквером) составляет менее 300 кв. метров - по 150 кв. метров площадь корпуса и сквера. Учитывая, что техзаданием предусмотрено ограждение пожарного депо, в сквере возле корпуса N 45 возможно строительство здания пожарного депо площадью не 450 кв. метров, как указано в заключении ГСПИ, а не более 140 кв. метров. Таким образом положительное заключение ГСПИ МВД России, на которое ссылаются должностные лица для обоснования выбора нового места дислокации 37-й ПЧ, на наш взгляд, не соответствует действительности и требует тщательной проверки.

Вышеуказанные обстоятельства более чем странные. Интересы ООО "Инком" по нашему мнению, понятны - не строить полноценную пожарную часть, а сделать маленькую пристройку к капитально отремонтированному корпусу N 45, конечно, намного дешевле для инвестора. Непонятна позиция руководителей УГПС СПб и ГУ по ГО и ЧС СПб, которую можно назвать непродуманной, если не сказать большее. 03.02.06 на совещании в Комитете по строительству правительства СПб принято решение поддержать предложение ООО "Инком", указав это в соответствующем протоколе. В настоящее время этим комитетом готовится проект внесения изменений в упомянутое Распоряжение N 2633-ра, где будет названо новое место дислокации 37-й ПЧ - сквер у корпуса N 45. Сбор представленных в Комитет по строительству документов в обосновании именно этого выбора осуществляло ООО "Инком" задолго до выездного совещания от 30.09.05.

Складывается впечатление, что должностные лица, которые по идее должны настаивать на устранении уже имеющихся известных серьезных недостатков (а точнее, устранении нарушений действующего законодательства о пожарной безопасности), идут на поводу у коммерческой структуры, открыто отстаивая ее материальные интересы.

Существует один интересный документ - "Протокол совещания у первого заместителя главы Центрального района по вопросу размещения 37-й пожарной части на территории Апраксина Двора от 28.01.04". Из него усматривается, что присутствующий на совещании заместитель начальника УГПС СПб и ЛО полковник Кривошонок В. В. отверг все предложенные представителем КУГИ варианты размещения 37-й ПЧ, настаивая на строительстве маленького здания в сквере у корпуса N 45. Он отказался, например, от предложения разместить 37-ю ПЧ в помещении медвытрезвителя (площадь 400 кв. метров) с прилегающей огромной территорией площадью 500 кв. метров, на которой можно построить еще одно здание депо. В этом случае из пожарного депо имелось бы два относительно свободных выезда непосредственно на ул. Ломоносова и Торговый переулок. Выезд же от корпуса N 45 сильно затруднен, особенно в дневное время, когда Апраксин Двор так заполнен покупателями, что в толпе даже человеку сложно пройти, а проехать автомобилю тем более. В настоящий момент помещение медвытрезвителя уже занято, а огромный двор для строительства депо пока свободен. На территории Апраксина Двора есть и другие места под строительство полноценного пожарного депо, но руководство УГПС другие варианты почему-то даже не рассматривает, либо отвергает по надуманным основаниям, поскольку это не выгодно ООО "Инком".

Существует и еще один аспект. Строительство 37-й пожарной части на территории, прилегающей к корпусу N 45, то есть на месте утраченной (разрушенной в годы войны) исторической части здания, противоречит федеральному законодательству об охране памятников истории и культуры, прямо запрещающему подобное строительство, и, в частности, федеральному закону N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" . На месте утраченной части корпуса N 45 в сквере нельзя построить любое помещение, а можно только воссоздать (скопировать в прежнем историческом виде) разрушенную часть памятника. В этом случае воссозданную часть здания использовать под пожарное депо просто невозможно в силу архитектурно-строительных особенностей (малые дверные проемы, недостаточная высота этажа и т. д.). Почему вообще надо располагать 37-ю ПЧ в центре огромного рынка, откуда выезд пожарных машин сильно затруднен?

Учитывая изложенное, а также то, что пожарная безопасность и сохранение исторического центра нашего города небезразличны всем петербуржцам, просим уделить особое внимание проблеме 37-й пожарной части и считаем, что для ее строительства нужно либо выделить земельный участок, достаточный для размещения требуемого законодательством количества пожарных автомобилей, сотрудников, административных, бытовых и складских помещений, либо передать УГПС в аренду какое-либо здание (возможно, с проведением реконструкции за счет ООО "Инком") площадью не менее 1500 кв. метров.

Юридические статьи »
Читайте также