Кто заплатит за безопасность

В Госдуме РФ развернулась дискуссия по поводу проекта закона об обеспечении безопасности на транспорте : в первом чтении многие депутаты не заметили в нем подводной мины. И лишь когда документ попал к экспертам Общественной палаты РФ, поднялся шум...

Спор идет о расходах, которые нужны для противодействия возможным акциям международного терроризма в аэропортах, на железных дорогах и на морском транспорте. Во-первых, есть разногласия по поводу того, сколько необходимо на эти цели выделить. Минимальная сумма, которая понадобится для реализации запланированных мер, - около 40 млн руб.

Расходы предлагалось переложить на субъекты РФ. На практике это привело бы к увеличению транспортных тарифов. Ведь бюджетных средств у российских регионов негусто.

- Реформа системы безопасности необходима. Но ее нельзя проводить в ущерб интересам бизнеса и за счет граждан. Об этом недавно напомнил железнодорожникам Президент РФ Владимир Путин. Почему же когда дело касается обеспечения безопасности на транспорте, нужно применять иной подход? Должно быть бюджетное финансирование, - прокомментировал председатель дорожной территориальной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Октябрьской железной дороге Владимир Белозеров, участвующий в работе Общественной палаты РФ.

Во-вторых, дискуссии ведут о том, на что израсходовать запланированные суммы. В первоначальной редакции не учитывались, например, риски техногенных катастроф и последствий аварий при перевозках опасных грузов. Отсюда вытекает и третий пункт разногласий - о механизмах контроля за эффективностью расходования средств. В Общественной палате РФ настаивают на том, чтобы это не стало тайной за семью печатями от независимых экспертов и специалистов.

Напомним, что об угрозах атак международного терроризма на транспортные объекты в РФ всерьез заговорили впервые в 2004 году. На II научно-практической конференции «Морские и речные порты России», которая проводилась в Петербурге, выяснилось, что само понятие «терроризм» нуждалось в уточнении: законодательство РФ не позволяет проводить четкую грань между политическими акциями, уголовными преступлениями организованных групп, отдельными формами проявления насилия и терроризмом.

Меры, принятые против угроз терроризма ранее, в основном касались усиления защиты в системе пассажироперевозок. Импульс для этого дал 1995-й, когда в Москве за год сработало несколько взрывных устройств. Однако позже выяснилось, что террористы могут использовать гражданский подвижной состав не только как объект атаки, но и как средство для нанесения ударов. Не стоит объяснять, во что превращается танкер с нефтепродуктами, начиненный взрывчаткой.

Если ранее террористы применяли, как правило, самодельные устройства, то в XXI веке международный терроризм стал высокотехнологичным. Это заставило западные страны заняться разработкой дополнительных мер защиты, что, в свою очередь, также подталкивает РФ двигаться в аналогичном направлении.

Андрей Лазарев

Недружественные поглощения  »
Юридические статьи »
Читайте также