Бюджет требует жертв, но почему-то только от бедных

Объяснение, что депутаты и чиновники организовали январские каникулы для самих себя, слишком поверхностно. Кто имеет финансовые возможности и непыльную работу, те и прежде каждый год уезжали отдыхать в те же самые сроки — на лыжах в Альпах покататься, текилы в Мексике попить. Но в этом году нужен был официальный предлог, чтобы оказаться подальше от первой реакции граждан на монетизацию.

Слуги народа — этого у них не отнять — не так уж плохо знают «свой народ» и уверены, что запала стихийного возмущения у людей хватит на пару недель, максимум месяц. Затем сработает старый принцип: стерпится — слюбится. Летом городские власти в полтора раза увеличили квартплату — недовольство утихло уже к сентябрю, перебитое свежими неприятностями — подорожанием электроэнергии, тепла, воды, телефона. «Хитом» декабря было повышение на 25 — 35 процентов цен на общественный транспорт — публика негодовала только до нового года, до начала периода монетизации. Если не через неделю, то через месяц стерпятся и слюбятся и с ней. А месяц дискомфорта депутаты и министры могут и потерпеть.

В шуточной рекламе мопеда говорится: «Полчаса позора — и вы на работе!». То же и монетизация — месяц неудобств, извинений: мол, немного поторопились, не все учли, немного угроз (Б. Грызлов потребовал выявить и наказать тех, «кто стоит за спинами» митингующих льготников), зато дивиденды (экономия бюджетных средств) будут капать все обозримое будущее.

Говорят, что у нас в стране нет объединяющей национальной идеи. Неправда, есть, во всяком случае в Петербурге. Горожан давно и не без успеха сплачивают вокруг идеи «Лишь бы бюджету было хорошо!». Квартплату повысили — чтобы снизить нагрузку на бюджет. Отменили коэффициенты, понижающие арендную плату социально значимым предприятиям, — чтобы увеличить наполнение бюджета. Дороги со временем будут платными — чтобы бюджет не тратился на их строительство. Со строителей (точнее, с покупателей квартир) собирают деньги на развитие инфраструктуры — чтобы не обременять бюджет прокладкой канализации и прочих сетей. Монетизацию устроили тоже в пользу бюджета — чтобы он, любимый, смог уменьшить дотации метрополитену, «Пассажиравтотрансу» и прочим городским фирмам. (Конечно, закон о монетизации принимали в Москве, но решали — оставлять ли льготы — на местах.) Чего ж возмущаться — ведь не для себя, а для бюджета старается власть.

Если федеральный, то есть всей страны, бюджет богатеет ценами на нефть, то наш, петербургский, растет чуть ли не исключительно народной копейкой. И неплохо богатеет. В минувшем году его доходы, по плану, составили 87 миллиардов рублей. В нынешнем их будет уже 112 миллиардов рублей — вот вам эффект от повышения тарифов и отмены льгот. Расходы превысят 120 миллиардов рублей (за счет дефицита).

И какая же нам от этого радость? А вот какая. В городе 1,2 миллиона пенсионеров, есть и другие льготники, и на все про все в бюджете по статье «Социальное обеспечение» выделено 4,8 миллиарда рублей. Таким образом, сэкономив, по некоторым подсчетам, на отмене льгот более 10 миллиардов рублей, бюджет отдает «монетами» меньше пяти миллиардов. Примерно в таких же пропорциях выглядит и соотношение между экономией и расходами на компенсации по федеральным льготникам.

Один чиновник «открыл секрет», как именно рассчитывался размер компенсаций. Никто на самом деле не считал, сколько реальный пенсионер пользуется транспортом, сколько он тратит на лекарства. Якобы подход был другой: прикинули, сколько можно из бюджета выкроить — так, чтобы ни себя, ни, главное, многочисленных исполнителей городского заказа не обидеть, — и полученную сумму поделили на число льготников. Сколько пришлось — столько пришлось. Мол, привыкнут.

Даже в кризисные девяностые годы, когда бушевала инфляция, падала промышленность и как назло очень дешевой была нефть, бюджет находил возможность оплачивать льготы. В минувшем году только невиданный скачок цен на нефть принес стране больше 30 миллиардов долларов. А льготы стали вдруг непосильны.

Правда, федеральные чиновники и депутаты их себе оставили именно в натуральном виде помимо того, что они получают оклады в несколько тысяч долларов. Да и петербургские власти, выделив на соцобслуживание миллиона с лишним человек 4,8 миллиарда рублей, по такой статье, как «Нужды госуправления», потратят больше 10 миллиардов рублей на персональные автомобили для депутатов и чиновников, оклады и доплаты, ковровые дорожки...

На самом деле никакой бюджет никогда не требует жертв, тем более в период экономического роста. А если и нужны — не бюджету, а стране, городу — какие-то жертвы, давайте приносить их все вместе, нести тяготы поровну. И если пенсионер не может больше ездить бесплатно на троллейбусе, почему бесплатно на дорогой иномарке ездит чиновник? Только потому, что умеет призывать к жертве других?

Владимир Новиков

Юридические статьи »
Читайте также