Школьница Маша против сэра Чарльза

1 марта появилось сообщение, что составлен иск к Министерству образования РФ от петербургской школьницы Маши, которая помимо теории эволюции сэра Чарльза Дарвина желает изучать альтернативные, в том числе теорию разумного творения.

Идея витала

15-летняя Мария Шрайбер, ученица 10-го класса гуманитарной гимназии N148, биологию не любит. Однако хочет побороться за права школьников на более широкое освещение проблемы происхождения человека. По ее мнению, эволюция - вопрос весьма спорный. Машу не интересуют научные открытия в биологии и генетике, поскольку она собирается стать дизайнером:

- Я сейчас в том возрасте, когда хочется борьбы с обществом, - говорит она. - Идеи антидарвинизма давно обсуждаются в нашей семье, и мы решили побороться за свои права в суде. А тем, кто поддерживает дарвинизм, мы приготовили бананы. Неужели вам нравится мысль, что вы произошли от обезьяны?

Маша, по ее словам, уже кратко ознакомилась в школе с теорией эволюции, хотя по программе положения теории Дарвина изучают в 11-м классе. Одноклассники Маши поддержали ее инициативу, поскольку "идея давно витала в воздухе", однако с учителем биологии девочка решила не советоваться, чтобы не расстроить.

Глава о Высшем разуме

Отец Маши, Кирилл Шрайбер, кандидат технических наук и директор рекламного агентства, заявил, что прочитал труд Дарвина о происхождении видов и считает его научно необоснованным:

- Эксперименты по созданию живой материи из неживой на сегодняшний день не дают сколько-нибудь заметных результатов. Максимум, чего удалось добиться, - создать невероятные в реальной природе условия, при которых возникают достаточно сложные органические молекулы.

Кирилл Шрайбер уверен, что его точки зрения придерживаются большинство людей. Он и его дочь считают, что процесс не только вызовет большой общественный резонанс (это уже произошло), но и позволит добавить в школьные учебники по биологии главу о творении мира Богом или Высшим разумом.

В суде истцов будут представлять трое адвокатов, принадлежащих к трем различным конфессиям - исламу, православию и иудаизму. Их аргументы будут основаны на статье 2 Закона об образовании и статье 28 Конституции РФ о свободе вероисповедания . По словам истцов, теория Дарвина по сути является догматическим учением, которое детей заставляют принимать на веру.

На сегодняшний день иск составлен в четырех вариантах, но не направлен в Москву (в отличие от того, что сообщали СМИ). Организаторы процесса решили подготовиться более серьезно и подключили к делу несколько сильных адвокатских компаний, пока пожелавших остаться неизвестными. Другие юристы только консультируют Шрайберов, поскольку, по их словам, "это не то дело, которым бы наша фирма хотела заниматься".

Божественная биология

Инициированный петербургской школьницей процесс - не единственный факт такого рода за последнее время. Осенью прошлого года в Федеральный совет по учебникам направил свой труд Сергей Вертьянов - молекулярный физик и автор первого в России школьного учебника биологии о Божественном сотворении мира для старших классов школ с преподаванием биологии на православной основе. Главная задача автора - опровержение теории происхождения человека от обезьяны.

Такие учебники уже используются во многих православных школах России. Например, в Свердловской области. По словам пресс-секретаря Екатеринбургской епархии Бориса Косинского, "в учебнике отражен справедливый и правильный взгляд на то, как мы появились. Теория Дарвина не опровергается полностью, ведь он не утверждал, что мы произошли от обезьяны - к этому пришли позже. Дарвин утверждал, что животный мир приспосабливается ко всему. В этом аспекте, если не доводить теорию до абсолюта, она справедлива".

С другой стороны, считают многие, если положительно решится вопрос о преподавании в школах Закона Божьего или Основ православной культуры, то и переписывать учебник биологии не придется. Тем не менее во многих странах это уже случилось. Например, в Сербии теория эволюции недавно вычеркнута из школьных учебников.

мнения

Отец Артемий Скрипкин, председатель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии:

- С богословской точки зрения неважно, сколько времени и как развивается жизнь на Земле. А теория Дарвина - это чистая мифологема. Более того, этой идеей были подкреплены многие преступления против человечества в XX веке. Это противостояние двух концепций - зверочеловечества и богочеловечества. У школьников должен быть выбор в изучении теорий происхождения человека. Другой вопрос - сможет ли человек адекватно воспользоваться этой свободой выбора?

Валерий Слезин, профессор лаборатории нейропсихофизиологии НИИ им. Бехтерева:

- Знакомиться с теорией Дарвина в школах надо, поскольку в ней есть свои рациональные зерна. Однако детям должна быть предоставлена возможность шире смотреть на мир. Во всяком случае, в отношении происхождения человека теория Дарвина - это лишь гипотеза.

Игумен Вениамин (Новик):

- Как всякий фундаментальный вопрос, вопрос о происхождении жизни и человека в принципе не может окончательно быть разрешен с помощью только научной методологии. Фундаментальные вопросы всегда так или иначе затрагивают этику. Знание об изначальных основах бытия не может быть достоверным, т. е. чисто научным. Знаменитый принцип неопределенности применим, видимо, не только в микрофизике, но и в других фундаментальных направлениях. Похоже, объяснить происхождение жизни не проще, чем, изучая серое вещество мозга, прочитать мысль в голове человека.

Евгений Даев, кандидат биологических наук, доцент, генетик:

- Я против отмены изучения какой бы то ни было теории. Преподавать нужно, не навязывая ничего. Говорить о дарвинизме надо как о превалирующей на данном этапе теории, а все остальные упомянуть. Я, собственно, так и делаю. Современный дарвинизм, конечно, далеко ушел от "оригинала". Но дело в том, что сейчас средний человек стоит на тех же позициях, что и 150 лет назад. Мы имеем дело со случаем, когда на неподготовленного человека просто давят фразами о том, что мы произошли от обезьяны. На самом деле Дарвин этого не утверждал. Всякое знание в средней школе огрубляется, в данном случае - с идеологической целью. Более того, следует отметить и потерю квалификации современными преподавателями. Новым учителям трудно разобраться с современными знаниями, а старым - трудно перестроиться.

Геннадий Сорокин, кандидат биологических наук, кафедра гигиены труда:

- Мои коллеги 80 лет спорили, каково происхождение жизни - органическое или минеральное, а вы спрашиваете, преподавать дарвинизм или нет... И я не уверен, что они пришли к какому-то выводу. Я считаю, что в школе больше внимания надо уделять изучению своих прав, особенно в трудовой сфере. А то нынешние студенты совершенно безграмотны и беспомощны в этом вопросе.

Антон Вуйма, культуролог:

- Естественный отбор предполагает жестокое отношение и уничтожение слабых. А слабыми в человеческом обществе являются небольшие предприятия, женщины, дети и старики. Уничтожение небольших предприятий ведет к монополизму и, как следствие, снижению конкуренции и эффективности производства. Уничтожение же женщин, детей и стариков ведет к смерти всего общества. Теория эволюции ведет к национализму и делению человеческого общества на высших и низших людей, находящихся как бы на разных ступенях эволюции.

Ирина Мошкина, учитель биологии школы N 316 Фрунзенского района:

- Я считаю, что преподавание теории креационизма возможно только в качестве ознакомления, и посвятить этому можно один-два урока. На теорию эволюции в учебном плане сейчас отведено восемь часов. Учитель должен сказать, что есть и другие теории, но изучать следует дарвиновскую, как наиболее обоснованную. Тем не менее детям должна быть предоставлена возможность высказать свое мнение, и это мнение не должно влиять на их оценки. Альтернативные теории происхождения человека в основном не доказаны, да и нет на сто процентов доказанных теорий в биологии. Может быть, не стоит изучать Дарвина слишком глубоко.

Дмитрий Серов, аспирант кафедры биологии

- Креационизм - это катастрофа! Сплошная демагогия. Да, теория эволюции - всего лишь гипотеза. Точно такая же, как и теория относительности, и любая аксиома геометрии - им нет доказательств, они всего лишь обьясняют очевидные факты. Креационизм - это "теория страуса", отучающая людей мыслить критически, подвергать сомнению, предлагающая при возникновении любой проблемы "прятать голову в песок". Зачем искать недостающее звено между человеком и обезьяной, проводить археологические раскопки, биологические исследования? Все же ясно - боженька постарался. Давайте и дальше разовьем эту теорию. Не решается уравнение? Так Бог не хочет, чтобы оно решалось! Как сделать процессор компьютера меньше? Никак, божественные законы запрещают. Это стагнация, тяжелейший удар по науке, а она у нас и так не в лучшем состоянии. Давайте тогда уж и теорию вмешательства инопланетного разума в школах изучать.

Хроники антидарвинизма

1925 год. США. Профессор Джон Скоупс выиграл в суде процесс о праве преподавать учение Дарвина в средней школе.

Февраль 2004 года. США. Глава департамента образования штата Джорджия Кэти Кокс исключила из обязательной школьной программы изучение теории Дарвина и запретила упоминать на уроках биологии слово "эволюция".

5 мая 2005 года. США. Совет по вопросам образования штата Канзас постановил включить в обязательный курс биологии в канзасских школах теорию разумного начала.

Май 2005 года. США. В пользу преподавания теории разумного начала высказался президент Джордж Буш.

21 декабря 2005 года США. Федеральный судья Джон Джонс удовлетворил иск 11 родителей из города Дувр (штат Пенсильвания), которые требовали, чтобы с теорией Дарвина школьников знакомили не как с версией, а как с научным фактом.

7 декабря 2005 года. Турция. Пять учителей начальной школы города Мерсин оштрафованы за преподавание эволюционной теории Дарвина и "попрание религиозных чувств учеников".

Креационизм (от лат. creatio - создание, сотворение) - концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их Высшим разумом. Креационистами были многие исследователи XVIII - начала XIX в. Для современного креационизма характерно стремление подчинить эволюционное учение идее Божественного творения. Существует немало креационистов, которые признают, что Вселенная появилась около 13 млрд лет назад в результате Большого взрыва, а Земля возникла из газово-пылевой туманности. Однако они отрицают основные положения эволюционной биологии и чаще всего полагают, что все виды живых существ были в разное время созданы Божественной волей. Некоторые допускают и возможность биологической эволюции, при том условии, что самые первые носители земной жизни возникли по чьему-то приказу. Сейчас эту позицию более или менее разделяют Римская церковь, большинство протестантских деноминаций, а также большинство конгрегаций иудаистов. Среди креационистов есть и последователи уч ения о внеземной цивилизации, принесшей жизнь на Землю.

Камилла Нигматулина

Конец игры Смольный против азартных игр  »
Юридические статьи »
Читайте также