Минфин упрощает ОСАГО

Порядок получения компенсации при ДТП с небольшим ущербом может существенно упроститься: Минфин намерен разрешить страховщикам возмещать убытки, не превышающие 20 тыс. руб. , без участия ГИБДД. Эту новацию приветствуют службы аварийных комиссаров, увидевшие здесь перспективу расширения собственной рыночной ниши

На прошлой неделе Минфин РФ направил в Минюст РФ поправки в Закон об ОСАГО , согласно которым потерпевший автовладелец сможет обращаться за возмещением в свою страховую компанию, а урегулирование убытков до 20 тыс. руб. будет осуществляться без участия сотрудников ГИБДД.

Порядок и правила оценки ущерба еще предстоит утвердить правительству по предложению Российского союза автостраховщиков (РСА). "В настоящий момент мы предполагаем, что экспертиза будет проводиться страховщиком", - сообщил начальник отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики Минфина Василий Олимпиев.

Комиссары увидели нишу

Чиновники Минфина предложили дополнить ст. 11 Закона об ОСАГО несколькими новыми пунктами, один из которых (N 6) гласит: "Оформление документов о ДТП может осуществляться в присутствии страховщика (представителя страховщика), прибывшего по сообщению страхователя или потерпевшего".

Как нетрудно догадаться, представителем страховщика в подобных случаях может стать только аварийный комиссар. Таким образом, службы аваркомов смогут официально сделать первый большой шаг к своей главной цели - заменить сотрудников госавтоинспекции на всех ДТП, обошедшихся без человеческих жертв и крупных убытков.

Последнюю инициативу Минфина обсуждали на "круглом столе", организованном ассистантской компанией "ЛАТ" (крупнейшая в Петербурге служба аварийных комиссаров) совместно с представителями петербургских страховых компаний.

Президент компании "ЛАТ" Игорь Голубев обратил внимание собравшихся на формулировки, применяемые при обсуждении закона:

- Хочу прокомментировать сложившуюся ситуацию, которая представляется мне не совсем правильной. На сегодня чиновники от страхования невольно смешивают несколько понятий, определяющих предмет нашего разговора. Говорят о "прямом урегулировании убытков", о "введении европротокола" и о "возможности оформления ДТП в случае отсутствия вреда здоровью его участников без ГИБДД", сваливая все это в одну кучу.

На самом деле речь идет о принципиально разных вещах. Так, "европротокол" - это всего лишь документ на 80 страницах, перечень типовых схем ДТП, позволяющий определять степень ответственности каждого участника без привлечения дорожной инспекции. Это вовсе не влечет за собой прямого урегулирования убытков.

В свою очередь "прямое урегулирование убытков" - это процедура, при которой пострадавший в ДТП страхователь обращается за получением страхового возмещения в свою страховую компанию, а не в компанию виновника.

И, наконец, возможность оформления без участия представителей ГИБДД, то есть "упрощенное оформление". Это некое необходимое условие для введения системы европротокола, но не более того. Смешивать эти три понятия не следует.

ДТП - без инспектора ГИБДД

Заместитель генерального директора СК "Прогресс Нева" Алексей Букин согласился с тем, что вызов ГИБДД на каждый страховой случай доставляет массу проблем всем участникам движения. Но при этом он высказал опасение: исключение государственных инспекторов из системы способно привести к росту мошенничеств. Как следствие, рост убытков страховых компаний приведет к одному из двух вариантов: либо страховщики поднимут тарифы по ОСАГО, либо снизят те суммы убытка, при которых разрешается обходиться без ГИБДД.

- У нас нет таких опасений, - возразил Юрий Берхман, директор по развитию имущественных видов страхования СК "АСК-Петербург". - Аварийный комиссариат - это бизнес, стопроцентно зависящий от репутации; достаточно допустить несколько проколов или дать страховщику повод для сомнения в чистоте фиксирования ситуации - и их репутация может рассыпаться просто на глазах. Поэтому мы больше опасаемся искажения ситуации в ГИБДД, нежели сотрудниками комиссарских служб.

Бывший сотрудник ГАИ, член Совета ветеранов автомотоспорта Георгий Веселовский попытался соединить точки зрения страховщиков. По его мнению, нельзя столь категорично отказываться от услуг ГИБДД, ориентируясь только на сумму возможного материального ущерба.

"Дорожно-транспортные происшествия могут иметь серьезные последствия, например вред здоровью участника, который будет замечен не сразу, а спустя несколько часов или дней после ДТП, - предупредил он. - Поэтому нужно установить очень четкие критерии того, когда можно оформлять ДТП по упрощенной схеме".

Кто оплатит комиссарский труд?

На "круглом столе" был поставлен еще один существенный вопрос: кто станет оплачивать работу аварийных комиссаров? Ведь сейчас тариф по ОСАГО не рассчитан на их участие в системе.

- В случае придания комиссарам официального статуса мы не станем перекладывать оплату их услуг на плечи клиента, так как это будет ударом по нашей репутации, - заявил Юрий Берхман. - Сейчас мы бесплатно предоставляем эту услугу всем своим клиентам, тогда как мы объясним переход на платные услуги? Вдобавок при таких условиях кто-то вполне способен отказаться их оплачивать. И кто тогда будет выезжать на ДТП?

По мнению директора Всероссийского союза аварийных комиссаров Юрия Легина, услуги комиссаров выгодны страховщикам даже при условии, что за них платят они сами, а не клиенты. По его расчетам, без участия комиссаров к мошенникам может уйти до 20% выплат, в то время как на оплату труда комиссаров тратят только от 2% до 4% выплатных фондов страховой компании. То есть экономия значительно превышает возможные потери.

Об этом же сказал и директор филиала "Санкт-Петербургский" СК "РК-Гарант" Евгений Константинов:

- За 2005 год мы заплатили комиссарам в 12 раз меньше, чем сэкономили на выплатах благодаря их помощи. Недавний пример: благодаря тому что комиссар сделал 4 фото в нужном месте и в правильном ракурсе, мы смогли на законных основаниях не заплатить мошеннику $18 тыс.

Как не ошибиться в оценке?

Еще один вопрос, который тревожит всех участников рынка - и страховщиков, и автовладельцев: что будет, если клиенты на месте неверно оценят сумму ущерба? Скажем, оценят убыток в $19 тыс., не вызовут инспектора ГИБДД, разъедутся, а потом обнаружат дополнительные скрытые повреждения?

Рекомендация Юрия Легина проста: нужно дать службам аварийных комиссаров официальный статус. Именно такой проект был внесен, к примеру, в январе в Верховную раду Украины. По мнению г-на Легина, этому ничто не мешает: комиссар от сотрудника ГИБДД по своему опыту не отличается.

Алексей Букин разъяснил:

- Мы выплатим по документам, составленным без участия ГИБДД, не более $20 тыс. А что делать с недостающими суммами - это еще предстоит оговорить в законе. Алексей Крылов

Чужие рвут Петербург на части  »
Юридические статьи »
Читайте также