От Кронштадта до Святой Елены Наполеоновские планы «Морского фасада»

Круглый стол, на котором обсуждался проект, связанный с намывом новых территорий на Васильевском острове, действительно получился круглым – без острых углов. Все участники безусловно поддерживали начинание управляющей компании «Морской фасад» и говорили о том, что ее наполеоновские планы повышают статус Петербурга. О том, чем кончились наполеоновские планы для самого французского императора, предпочитали не упоминать.

«Вектор развития города определен – он будет расти к Кронштадту», – заявил один из выступавших. В зале зашептались: означает ли это, что поставлена цель – «дорасти»? Впрочем, углубляться в эту тему благоразумно не стали. Зато сказали, что реализуемый у нас проект уникален не только для России, но и для Европы. «Сейчас такие острова намывают в Саудовской Аравии и Арабских Эмиратах, где денег много», – заметил вице-президент управляющей компании «Морской фасад» Лев Пукшанский.

Впрочем, по его словам, себестоимость новой земли не окажется чрезмерно высокой. «Мы подсчитали и выяснили, что земли, высвобождаемые за счет переноса из города заводов и фабрик или реконструкции жилых кварталов, обойдутся дороже», – сказал он.

Если это так, то ранее заявленные городским правительством планы переноса части производств из центра города обречены – у бизнес-структур просто не будет стимула вкладывать в это средства.

«Рынок будет осваивать новые территории на протяжении нескольких десятилетий», – считает Олег Харченко – бывший главный архитектор города, а ныне советник президента управляющей компании «Морской фасад». Это утверждение наверняка добавит оптимизма жителям Морской набережной. За несколько дней до этого они добились встречи с представителями «Фасада» и, в частности, услышали, что после того как строительство будет завершено, квартиры в их домах наверняка подорожают. Теперь становится очевидно, что ждать обещанного придется не три года, а куда дольше.

Что будет построено на новых территориях, пока не ясно. Лев Пукшанский говорит, что в центре, на площади порядка 150 га, разместится порт и сопутствующая ему деловая инфраструктура – отели, офисы компаний, торговая зона. К югу от него появится зона преимущественно деловой застройки, «но там могут быть и жилые дома», а к северу – жилые кварталы «и, возможно, некие социальные и рекреационные объекты». Проект планировки будет готов лишь к августу – для работы над ним «Морской фасад» выбрал компанию «Генслер», штаб-квартира которой находится в США.

Оппоненты говорят, что согласно генеральному плану эти территории предназначаются исключительно для деловой и общественной застройки. «Для деловой и иной», – подчеркнул Пукшанский, делая ударение на последнем слове. Вице-президент считает, что все спорные вопросы могут быть решены в рабочем порядке – самой компанией или застройщиками, которые купят участки намытой земли.

Между тем на Морской набережной вспоминают общественные слушания, которые проводила компания. Как известно, вначале василеостровцам рассказали лишь о планах строительства терминала, попутно пообещав благоустроить береговую линию, намыть пляж и создать зеленую зону. На втором этапе выяснилось, что береговая линия передвинется километра на два, пляж сместится далеко к северу, но уже к 2015 году здесь вырастут замечательно красивые кварталы. Теперь выясняется, что ранее анонсированные сроки нереальны, а те красивые картинки, которые показывали на слушаниях, давно выбросили – и теперь рисуют другие. «Нас с самого начала водят за нос!» – возмущаются люди. Однако г-н Пукшанский категорически не согласен с этой оценкой. «Те, кто так говорит, не имеют ни малейшего представления о бизнес-процессе, – отвечает он. – Мы движемся мелкими шажками – от едва оформившейся идеи к трезвым расчетам и разработке документации». Стоит, однако, отметить, что проект получил поддержку властей задолго до того, как появились «трезвые расчеты» и документация. Почему они с таким восторгом отнеслись к «едва оформившейся идее» – неизвестно. Есть и множество других вопросов, на которые сегодня невозможно ответить. Например, самый простой: кто будет оплачивать строительство новой (или реконструкцию старой) ТЭЦ на Васильевском острове? Или прокладку водопровода и строительство очистных сооружений? Ленэнерго и Водоканал вряд ли захотят брать на себя эти расходы. Значит, город должен будет либо профинансировать эти работы, либо позволить монополистам поднять тарифы.

По словам начальника отдела стратегических проектов Комитета по инвестициям Алексея Кайдалова, представляющего позицию Смольного, городское правительство прежде всего заинтересовано в морском терминале. И Пукшанский обещает терминал, отвечающий самым современным стандартам, – как известно, первые паромы и лайнеры должны пришвартоваться у новых причалов уже в 2008 году. К этому времени «Морской фасад» планирует намыть первый участок территории – около 150 гектаров. «Мы не собираемся принимать туристов среди водной глади», – с достоинством говорит он. Застраивать первый участок предстоит уже после 2008 года – то есть туристов собираются принимать в центре гигантской стройплощадки, справа и слева от которой будут продолжаться намывные работы. Резонный вопрос: захотят ли они сюда плыть, особенно если учесть, что любители экстрима редко встречаются на борту круизных лайнеров?

Между прочим, Олег Харченко уверен, что в первые годы туристов будет не много. Об этом он сказал после того, как его спросили о транспортной проблеме. Ведь, согласно планам «Фасада», в новых районах будут жить более 30 тысяч и работать более 40 тысяч человек. Плюс туристы, прибывающие на лайнерах и паромах... По словам Пукшанского, основные транспортные потоки возьмет на себя Западный скоростной диаметр. «Поначалу нагрузка на существующие магистрали увеличится незначительно, а потом появится ЗСД. Кроме того, мы рассматриваем вопрос о метро: можно либо продлить Невско-Василеостровскую линию, сделав еще одну станцию за «Приморской», либо тянуть ветку от Сенной площади», – поддержал его Харченко. Но стоит заметить, что метро строится на федеральные деньги, и ЗСД без существенных дотаций из федерального бюджета тоже не протянуть. Впрочем, советник президента «Морского фасада» убежден, что деньги найдутся. «Мы не знаем, какие в дальнейшем будут стимулы у администрации, чтобы развивать новы е территории», – сказал он.

Что правда, то правда – не знаем. Да и не хочется как-то загадывать про будущую администрацию. Куда интереснее было бы узнать, какие стимулы есть у администрации нынешней, чтобы поддерживать наполеоновский проект, который, даже по признанию Льва Пукшанского, выглядит достаточно авантюрно? Конечно, от Кронштадта до острова Святой Елены путь неблизкий, но, с другой стороны, французский император тоже не предполагал, что может там оказаться.

Виктория Работнова

Юридические статьи »
Читайте также