Бюджет на брудершафт

В прошлую среду депутаты и чиновники дружно и радостно задули "в первом чтении" свечки на совместно выпеченном проекте бюджетного пирога на 2005 год.

"Социально направленный", "человечный" "бюджет развития" - так окрестили в ЗакСе этот документ, который лично представила депутатам губернатор Валентина Матвиенко. При этом Валентина Ивановна любезно подчеркнула, что "проект бюджета - плод совместной, согласованной, конструктивной работы исполнительной и законодательной властей города". И поступила мудро: если бы депутаты, вставши не с той ноги, вдруг надумали покритиковать проект бюджета, им, по сути, пришлось бы кидать камни и в свой огород - мол, виноваты, недоглядели... Впрочем, подавляющее большинство заксовцев в тот день встали явно с "нужной" политической конечности и встретили речь губернатора одобрительным гудением и бурными аплодисментами.

Хватит "болтовни"!

Возвысить голос неудовольствия решился лишь депутат Андреев, что из фракции "Родина". (В ходе тайного голосования его поддержали трое анонимов, так же, как он, высказавшихся против проекта бюджета). Андреев уличил новый бюджет ни много ни мало в несоответствии федеральному законодательству, а именно: в отсутствии "конкретных строчек статей расхода, объясняющих, куда именно будут расходоваться деньги", а значит, и гарантий того, что эти деньги не поступят в самовольное распоряжение чиновников.

Замечания Сергея Андреева вызвали заметное волнение очаровательной докладчицы: "Хватит дурачить народ болтовней и общими разговорами! Я извиняюсь, но хватит!" Давать более развернутые ответы по вопросу федерального бюджетного законодательства, которое как раз сейчас претерпевает структурные изменения, губернатор, очевидно, не сочла себя обязанной. Кто знает, что будет, а что не будет соответствовать новому бюджетному нормативу, когда в скором времени он, наконец, заменит собой доживающий последние недели действующий Бюджетный кодекс?..

Куда более многословными были губернаторские описания достоинств "беспрецедентного проекта": "Никогда еще столь значительный объем средств не направлялся на инженерную подготовку новых территорий под жилищное строительство... Увеличены средства на капитальный ремонт".

По сравнению с 2004 годом, эти расходы действительно возросли на 8,8 млрд. руб. Но тогда бюджет-2005, пожалуй, уместнее считать "ремонтно-строительным", а не "социальным", ибо расходы на социальную политику вырастут в следующем году лишь на 2 млрд. руб. Впрочем, по мнению власти, этих денег должно вполне хватить на то, чтобы "пожилые люди, инвалиды, другие категории наиболее уязвимых социальных групп населения получили максимальные социальные гарантии, которые может взять на себя город".

Работникам бюджетной сферы, к примеру, губернатор немедленно гарантировала с 1 января 2005 года повысить зарплаты аж на 600 рублей. В череде этих оптимистических обещаний, правда, повис немой вопрос о бесплатном проезде в общественном транспорте, которого лишают пенсионеров в связи с монетизацией льгот.

Упреждая этот пропагандистский удар, Валентина Ивановна попыталась превентивно возразить, но вышло, по правде сказать, не особо удачно: "Местную власть уже критиковали за невыполненные обещания. Однако я считаю, что мы обязаны подчиниться и выполнить федеральный закон".

"Ссылка на федеральное законодательство здесь недопустима, - тут же возразил еще один "депутат-неформал" Алексей Ковалев (СПС). - Решение о бесплатном проезде пенсионеров было принято Ленсоветом, никакого отношения ни к каким федеральным законам эта льгота не имела. Поэтому и отмена ее может произойти только на уровне города и только с предоставлением эквивалентной замены. Если мы хотим отменить петербургским пенсионерам проезд по пенсионным удостоверениям, тогда давайте всем раздадим карточки - городские, а не федеральные".

Можно было бы, впрочем, предложить и такой, вполне рыночный, выход из положения - увеличить транспортные выплаты пенсионерам с очевидно неприличных 180 рублей хотя бы до 1000 рублей (на три-четыре поездки в день). Однако и здесь, если верить адептам губернаторского бюджета, благое городское начинание обречено было бы напороться на федеральные подводные камни: "Региональная политика косвенно зависит от федеральной, которая установила планку выплат своим бюджетникам в 150 рублей. А разница между федеральными и региональными выплатами не может быть большой, иначе возникнет социальная напряженность", - соломоновски рассудил депутат-"яблочник" Михаил Амосов.

Все предсказуемо

Нынешним бюджетом отменяется и еще одно изобретение петербургских депутатов - так называемая "коллективная поправка", согласно которой каждому депутатскому округу в городе выделялось примерно 40 миллионов рублей. "Личных депутатских денег в бюджете больше не будет!" - твердо заявила "железная миледи".

"Люди успокоились, депутаты поверили правительству", - поспешил пояснить безропотную реакцию ЗакСа на губернаторское заявление председатель Бюджетно-финансового комитета Владимир Барканов. Стоит все же напомнить, что пресловутая "коллективная поправка" формально упразднялась уже многократно, однако всякий раз благополучно возрождалась. Так произойдет и теперь, уверен Михаил Амосов: "Тут и думать нечего, коллективная поправка все равно будет".

Одним словом, в новопринятом бюджете далеко не все так ново и "беспрецедентно", как декларируется. Прежней осталась и главная цель всего городского развития: "Мы должны помнить о необходимости выполнения задачи, поставленной в Послании президента России, - увеличить в два раза к 2010 году валовой региональный продукт!" - строго напомнила Валентина Матвиенко и тут же торжественно возвестила, что "Санкт-Петербург выходит на траекторию развития, соответствующую решению поставленной президентом задачи".

"Жизнь в нашем городе должна стать стабильной и предсказуемой. Для того чтобы выполнить этот бюджет, нам всем придется серьезно потрудиться" - таков был финальный губернаторский наказ. И депутаты тут же принялись серьезно трудиться - усердно нажимать кнопки, стабильно и предсказуемо голосуя за правительственный законопроект.

Впрочем, избыточно благодушная позиция большинства депутатов, равно как и довольно куцая, мелочная критика немногих "отщепенцев", неудивительны, если учесть, что представления городских парламентариев об оптимальном бюджете СПб предельно общи и абстрактны: он должен быть "прозрачным", "понятным", "проверяемым"... А какой при этом должна быть оптимальная структура доходов и расходов, как должна выглядеть налоговая политика города, как Петербургу выстраивать бюджетно-финансовые отношения с федеральным центром, как добиться прозрачности не только в планировании расходов, но и в их конкретном осуществлении, - об этом пусть чиновники думают во главе с губернатором, они ведь за это деньги получают! В том числе и те, которые им добровольно отдают на откуп благодушные депутаты...

Второе и третье чтения бюджет, скорее всего, пройдет к концу ноября. Но в том, что этот рассмотренный и принятый "залпом на брудершафт" проект сохранит себя в первозданном виде, сомневаться не приходится.

Ватаняр Ягья, депутат ЗакСа

- Этот бюджет предусматривает развитие Петербурга на более высоком уровне. Прежде всего, это касается повышения заработной платы бюджетникам - наиболее обездоленной категории граждан. Кроме того, это - бюджет развития, предусматривающий подготовку территорий и инженерных сетей для нового строительства. Такой бюджет поднимает авторитет Санкт-Петербурга в мировом сообществе. Это очень важно для формирования имиджа города и привлечения в него инвестиций.

Константин Сухенко, депутат ЗакСа

- Главное достоинство бюджета в том, что он на миллиард долларов больше бюджета предшествующего года.

Когда за проект бюджета голосуют 40 человек из 44 присутствующих, это показатель того, что недостатки документа, на которые указывали сегодня некоторые коллеги-депутаты, остальными были признаны несущественными.

Андрей Черных, депутат ЗакСа

- Без достаточной расшифровки представленного документа не проверить, как будут тратиться заложенные в бюджете деньги. Нас заверяли, что это связано со старым федеральным законом, сейчас все ожидают появления нового закона, в котором должна быть новая формулировка о том, что именно должно быть в бюджете. Но сегодня у меня сохраняется большое беспокойство относительно законодательного контроля над бюджетным процессом.

Михаил Амосов, депутат ЗакСа

- В последние годы у административных финансистов была склонность при составлении бюджета брать на себя не очень напряженные обязательства. Сегодняшний бюджет спланирован достаточно жестко и четко. Но я не уверен, что во втором и третьем чтениях мое отношение будет столь же положительным к этому документу - возможно, придется поспорить.

Владимир Барканов, депутат ЗакСа

- Сейчас бюджет представляет собой не декларирование принципа открытости, а его реализацию. В основу планирования бюджета, наконец-то, были заложены методологически научные принципы. Новый бюджет Петербурга создан как опережающая модель, с учетом будущих законодательных изменений. Все необходимые гарантии для граждан в документе есть, поэтому они должны доверять правительству. Я лично доверяю!

Екатерина Семыкина

Горизонты вертикали  »
Юридические статьи »
Читайте также