Сколько законодателей нужно области? Этот вопрос вызвал жаркий спор между двумя ветвями власти

На очередном своем пленарном заседании Законодательное собрание Ленинградской области должно обсудить внесенный губернатором Валерием Сердюковым проект изменений в областной устав. В этой поправке предлагается уменьшить количественный состав будущего областного парламента до 36 депутатов, половину из которых избирать по партийным спискам, а другую — по укрупненным одномандатным округам.

Эта губернаторская инициатива, как и следовало ожидать, вызвала в областных политических кругах неоднозначную реакцию. В минувшую пятницу в ИА «РосБалт» свои аргументы «за» и «против» изложили вице-губернатор правительства области Василий Иванов и лидер фракции ЛДПР в областном ЗакСе Алексей Булынин.

По мнению В. Иванова, предлагаемая губернатором политическая реформа вызвана в первую очередь тем, что сегодня в Ленинградской области достаточно прочно встает на ноги муниципальная власть, органы которой берут на себя многие местные вопросы, до сих пор обременявшие депутатов ЗакСа. Если до последних выборов в МСУ в октябре прошлого года в области работали 660 муниципальных депутатов, то сегодня в местных советах двух уровней задействован уже 2271 человек. «Оптимальную же численность ЗакСа, считаю, определить можно только эмпирическим путем. В последнем облсовете, например, было 250 депутатов, и заседания там длились по три дня подряд, превращаясь в сплошную говорильню, — вспомнил вице-губернатор. — А после разгона советов в 1993 году ударились в другую крайность, определив директивно численность ЗакСа в 25 человек. Кстати, тот первый созыв, в котором мне довелось председательствовать, работая на непостоянной основе (своего рода нонсенс!), проявил завидную законотворческую активность.Мы приняли тогда 166 областных законов, многие из которых были разработаны самими депутатами. И областной бюджет всегда утверждался тогда вовремя. А вот во втором созыве, когда количество депутатов увеличилось вдвое, бюджетные дебаты однажды затянулись аж до февраля...»

Итак, позиция губернаторской стороны ясна: чем меньше депутатов, тем проще наладить взаимодействие с ЗакСом. Но лидер фракции ЛДПР А. Булынин изложил свои аргументы. Он считает, что в условиях реформирования образования, здравоохранения, судебной системы, ЖКХ и социальной сферы сокращать представительную власть рискованно. Возможности муниципалов в решении многих проблем населения, по мнению А. Булынина, пока еще очень ограниченны, а у депутатов ЗакСа по договоренности с правительством есть право на так называемую бюджетную заявку.

Проще говоря, каждый парламентарий может «разрулить» у себя в округе по миллиону бюджетных рублей в год. Кто-то склонен считать такую схему прямым подкупом избирателей, а кто-то — чуть ли не единственной реальной возможностью довести бюджетные деньги до конкретных требующих ремонта школ и детсадов, до выплат малоимущим гражданам и т. д. Спор давний, хорошо знакомый нам по аналогичной ситуации 1990-х годов в Петербурге...

Ко всему прочему, лидер фракции ЛДПР полагает, что в укрупненных одномандатных округах побеждать смогут в будущем только очень богатые олигархи. «Я пришел в депутаты как мальчик с улицы, проведя кампанию на собственные скромные средства. А теперь такой вариант вряд ли станет возможным», — заявил он. На что В. Иванов тут же отпарировал: «В маленьком округе подкупить избирателей даже проще, чем в крупном».

Словом, поднятая проблема, как оказалось, и в самом деле весьма непроста. Интересно, однако, что же думают об этом сами избиратели, жители Ленинградской области, ради блага которых призваны трудиться и депутаты, и чиновники правительства? Когда в Петербурге активно дискутировался вопрос быть или не быть одномандатным округам, наши социологи все-таки провели на данную тему опрос среди горожан. В области же этим, похоже, не озаботились вовсе. По крайней мере ни один, ни другой участник брифинга в «РосБалте» ссылками на мнение электората свои позиции не подкреплял. А жаль: спросить у населения о том, какой им нужен парламент, вовсе бы не мешало. Вряд ли столь серьезные решения должны приниматься только на самом верху...

Александр Рабковский

ФАС присмотрит за госзаказом  »
Юридические статьи »
Читайте также