Систему менять надо! Проблему обеспечения льготников лекарствами полумерами не решить

Проблема лекарственного обеспечения льготников - одна из тех, что, к сожалению, не решается годами. После начала "монетизации" она еще больше обострилась. Недавно положение дел в очередной раз проанализировали в комиссии Законодательного собрания по здравоохранению и экологии и вновь пришли к неутешительным выводам...

Оценка - "неуд"

"Сложившаяся система не позволяет в полной мере обеспечить устойчивое снабжение лекарственными средствами отдельных категорий жителей... До настоящего времени не решены вопросы по обеспечению аптечных предприятий лекарственными средствами в необходимом объеме и требуемой номенклатуре... Среди рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, значительная доля отказных рецептов, что вызывает справедливые жалобы жителей и ограничивает права больных на получение своевременной медицинской помощи"... В общем, оценка: "неуд".

При этом более четверти обращений граждан в комиссию посвящены отказам врачей выписывать лекарства из-за их отсутствия в аптеке. А еще граждане жалуются на то, что обслуживающие льготников аптеки находятся далеко от дома, расположены в маленьких помещениях, что проводит к толчее, и на то, что им предлагают другие лекарства взамен привычных.

Есть и еще две проблемы, существенно ухудшающие ситуацию.

Первая из них связана с тем, что городской парламент отказался принять поправки комиссии к проекту закона "О порядке предоставления льгот по арендной плате за нежилые помещения" . В результате государственные аптеки, исполняющие госконтракт на обеспечение лекарствами льготников, лишились ранее действовавших льгот, что отрицательно сказалось на финансовом положении таких аптек и неминуемо приведет к ухудшению обслуживания льготников.

Вторая проблема - хронические "недопоставки" лекарств компанией "Империя-Фарма". В сентябре компания поставила некоторые лекарства в таких количествах, что комментировать это нет нужды: скажем, церебролизин (для лечения центральной нервной системы) поставлен в количестве 0,05 % от потребности, беклометазон (для лечения астмы) - в количестве 4,1 % от потребности... А по некоторым позициям лекарства поставляются в 2-3, а то и в 5-6 раз больше необходимого.

В ближайшее время комиссия намерена инициировать вместе с Территориальным фондом ОМС исследовательскую работу на тему "Отношение федеральных льготников к установленной системе предоставления дополнительного лекарственного обеспечения". Боюсь, что тем, кто займется такими исследованиями, придется нелегко, когда они начнут искать строго научные синонимы тех выражений, в которых льготники будут описывать свое отношение к этой системе. Да и результат исследования, в общем, можно предсказать...

Но одно исследование - причем весьма достоверное - уже проведено самими гражданами. На

1 октября 2005 года более 500 тысяч петербуржцев (63% от общего числа федеральных льготников) отказались от "социального пакета". Главная причина - невозможность получить лекарства по льготным рецептам. Это и есть наиболее объективный показатель неудовлетворенности петербуржцев реализацией "закона о монетизации".

Кто придумал сроки?

Недавно к министру здравоохранения и социального развития Михаилу Зурабову обратились депутаты Законодательного собрания. Суть обращения - изменить приказ Минздрава N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)" , устанавливающий систему обеспечения льготников лекарствами. А именно - увеличить сроки действия таких рецептов.

Сегодня в 328-м приказе написано: "льготный" рецепт действителен не более месяца (на наркотические и психотропные препараты - 5 дней, еще для ряда лекарств - 10 дней).

Теоретически, в этом нет ничего страшного: лекарство нужно льготнику как можно быстрее. Но практически, как уже сказано, многие при обращении в аптеку получают не лекарство, а запись в журнале о том, что их поставили на так называемое "отсроченное обслуживание". И когда будет нужное лекарство - им не сообщают: мол, ждите ответа.

Проходит месяц, и срок действия рецепта истекает. Продления рецептов приказ N 328 не допускает - приходится снова идти к врачу и терять несколько часов на стояние в очереди, поскольку нынешняя система "цифрового кодирования" рецептов заставляет врачей тратить массу времени на их заполнение по установленным приказом правилам...

Абсурд? Конечно. Заметим: в том же 328-м приказе разрешается выписывать хроническим больным рецепты на срок до одного года. Что вполне логично: трудно предположить, что за месяц или два больной может чудесным образом исцелиться от хронического заболевания. Но здесь же сделана специальная оговорка: "за исключением лекарственных средств, отпускаемых из аптек по льготным и бесплатным рецептам".

В результате больных, по сути, вынуждают покупать лекарства за свои деньги: другого выбора у них не остается. Но зачем придумана эта система? Для того, чтобы избежать злоупотреблений? Чтобы льготники не могли злодейски получить лекарство не через месяц, а через два, злостно нарушив установленные правила? Или, что еще вероятнее, - чтобы максимально затруднить льготникам получение лекарств? Ведь это, с одной стороны, позволяет экономить деньги, выделяемые на закупки лекарств, с другой - естественным образом увеличивает спрос на лекарства, отпускаемые за "живые деньги"...

Депутаты просят министра увеличить срок действия "льготных" рецептов" до полугода. С аналогичной просьбой - увеличить этот срок хотя бы до трех месяцев - в Минздрав еще летом обращался и городской Комитет по здравоохранению. Никаких ответов пока нет, и будут ли - неизвестно.

Заметим, что с увеличением срока действия рецептов не согласны даже многие депутаты. Указанное обращение сначала хотели направить от всего Законодательного собрания, но большинство парламентариев отказалось за это голосовать. Мол, подобное предложение внесет хаос в работу со "льготными" рецептами... Прямо скажем, странная логика. Цель работы всей лекарственной системы может заключаться лишь в том, чтобы люди получили необходимые препараты, а не в том, чтобы где-то сошлась отчетность.

Конечно, не все проблемы заключаются в сроке действия рецептов. Но если это поможет сэкономить время, силы и здоровье стариков - это уже немало.

Но что же все-таки делать с системой обеспечения льготников, которая из года в год показывает свою неэффективность? Ответ прост: менять ее, а не "усовершенствовать".

Может быть, следовало бы вернуться к той системе, которая действовала до 1995 года: льготник получает свое лекарство в любой аптеке, а затем бюджет компенсирует ей расходы? Возможно, льготник будет платить за лекарство, а потом ему компенсируют расходы - по предельно простой процедуре. Например, в любом отделении Сбербанка по предъявлении рецепта и чека из аптеки.

И в этих случаях неизбежны проблемы. Но будет достигаться главный результат: люди получат лекарства. Причем те, которые им необходимы.

Борис Вишневский

Дело врачей  »
Юридические статьи »
Читайте также