Тришкин кафтан медицины Петербургских врачей и пациентов ждут непопулярные времена...

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (Статья 7 Конституции РФ)

1 июля сего года специальным постановлением Смольный увеличил так называемые губернаторские надбавки к зарплате всем работникам бюджетной сферы на 600 рублей. Но уже 29 июля убоялся собственной щедрости и без всяких предварительных публичных обсуждений упразднил оную губернаторским распоряжением.

Термин "надбавки" в новом документе оказался заменен более размытой формулировкой "материальная помощь", суть и значение которой до сих пор не ясны многим, кому эта сомнительная административная "манна" обещана. Особенно сложно "понять ситуацию" петербургским медикам в условиях грядущей "рыночной" реформы здравоохранения и уже свершившихся изменений в системе финансирования медучреждений.

Доподлинно врачам известно лишь то, что злосчастная доплата хотя пока и не уменьшается в абсолютных цифрах, но уже, в отличие от "губернаторской надбавки", не учитывается при исчислении среднего заработка (а значит, не распространяется на больничные и отпускные, а также не включается в расчет пенсии). Если к этому добавить, что в следующем году, согласно закону о распределении полномочий между центром и регионами, произойдет изменение прав бюджетных учреждений и полный пересмотр Единой тарифной сетки, то гарантии сохранения весьма туманной "материальной помощи" врачам и учителям представляются более чем призрачными - в противном случае, зачем было Смольному вообще начинать возню с понижением правового статуса надбавки...

Губернаторские фокусы

О проблемах работников бюджетного здравоохранения, униженных издевательскими условиями труда и нищенской зарплатой, говорят часто. Особенно в период различных избирательных кампаний.

Когда же дело доходит до реальных решений, то избранная власть предпочитает кардинальным реформам грошовые подачки, отнюдь не делающие жизнь врачей (учителей, социальных работников и т.д.) по-настоящему достойной.

Еще при губернаторе Яковлеве правительство Петербурга ввело "губернаторские надбавки" к основному заработку городских медиков. Правда, гордое название - "губернаторские" - отнюдь не означало, что они выделялись из бюджетных, правительственных или, не дай Бог, личных губернаторских средств. Надбавки попросту "отщипывались" от финансов, которые Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) обязан был выделять на оплату всего комплекса услуг, оказываемых медучреждениями пациентам. Таким образом, давая больше денег врачам, городская власть экономила непосредственно на пациентах: медикаментах, питании, оплате коммунальных услуг и т.д.

Но главное - почти все остались удовлетворены финансовым "фокусом" Смольного: и чиновники, почувствовавшие себя вдруг "административными героями", и фонд ОМС, ничего не потерявший на повышении доходов врачей, и даже наивные пациенты, находящиеся в счастливом неведении относительно собственного обворовывания. Как ни парадоксально, недовольными снова остались... медицинские работники, которые прекрасно понимали цену таких "подарков медицине за собственный счет". Теперь врачи были обречены не только невероятными усилиями изыскивать деньги на содержание сокращенных статей тарифа (что сразу пагубно отразилось на состоянии зданий и технического оборудования больниц), но и преодолевать унизительную процедуру объяснения с пациентом на тему невозможности оказания ему "бесплатных" медицинских услуг, гарантированных Основным законом.

Кошелек или жизнь?

В период прошлогодней губернаторской кампании в Петербурге пошли разговоры о том, что, мол, скоро правительственные надбавки (как не вполне законные, с точки зрения Конституции РФ) отменят. Однако кандидат в губернаторы Валентина Матвиенко уверенно эти слухи опровергла: "Этим пугают, прежде всего, пенсионеров, инвалидов, работников социальной сферы, медицинских работников. Хочу сказать вам одно: это последнее дело, в каких-то сомнительных целях играть на тревогах людей".

Что ж, надбавки и впрямь не отменяются. Они заменяются "материальной помощью", которая, как уверяет администрация, будет точно выплачиваться в следующем году. Правда, по информации Комитета по здравоохранению, "средств ТФОМС будет достаточно для своевременной выплаты (заработной платы и материальной помощи - Е.С.)... при следующих условиях: сохранение затрат на медикаменты, продукты питания и мягкий инвентарь на уровне 2003 г., соответствие реальных объемов медицинской помощи плановым показателям (на практике же они выше плановых); отсутствие задолженности страховых организаций перед медучреждениями (в настоящее время задолженность - 200 млн.)".

Требования не только трудновыполнимые, но и довольно циничные. Ведь если врач, скажем, задастся целью оказывать лишь четко определенное планом количество медуслуг, то в случае, если спрос населения на эти услуги окажется большим, придется попросту отказывать "внеплановым" пациентам.

Не имея возможности соответствовать прокрустовым расчетам чиновников, не получая никаких дополнительных государственных средств, здравоохранение вынуждено разрабатывать альтернативные финансовые источники. Выходит, власть, приставляя медицине нож к горлу со словами: "Кошелек или жизнь?", постепенно побуждает ее все более расширять список платных услуг, при этом, по понятным причинам, отказываясь утвердить его на уровне законодательства.

Нормативные же нововведения правительства весьма неоднозначны. К примеру, с 1 июля этого года амбулаторно-клинические учреждения города самовольным распоряжением Смольного переведены на новую систему оплаты работы медицинского персонала - "по талонам". Отныне после приема каждого пациента врач обязан заполнить специальный талон-чек, по которому страховая компания затем выплатит определенную сумму. По новому закону, врачу предписывается принять гораздо больше пациентов, затратив на каждого минимум времени, что, по признанию самих медиков, не может не сказаться на качестве диагностики и лечения.

Лечиться даром - даром лечиться?

Отсутствие четких государственных нормативов - одна из ключевых проблем и причин кризиса системы российского здравоохранения. Другой вечный вопрос - финансирование, осуществляющееся, в основном, через ТФОМС и сеть страховых компаний - систему крайне бюрократизированную, затратную и неадекватную реальным потребностям данной сферы.

Тем не менее, в 1997 году российским правительством была одобрена "Концепция развития здравоохранения РФ", суть которой заключалась в попытке освоения западного опыта. Концепция подразумевала расширение и совершенствование менее затратной для государства амбулаторно-поликлинической службы, сокращение числа стационаров, уменьшение численности врачей - узких специалистов - и увеличение количества семейных врачей и врачей общей практики. За семь лет ни одно из основных положений Концепции так и не было выполнено. В целом по стране она провалилась, доказав, что российское здравоохранение не может реформироваться в условиях патологического недофинансирования и нормативной необеспеченности.

Примечательно, что Концепция развития здравоохранения Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы, недавно представленная городским правительством, в точности копирует цели и приоритеты федеральной реформы, вот уже семь лет не могущей вылупиться на свет Божий. К слову, многие отечественные медики до сих пор не уверены в правильности реформаторского замысла. "Нам необходимо сохранить оправдавшую себя нашу систему здравоохранения, увеличив вложения в нее минимум в два раза, - убежден директор Московского НИИ неотложной детской хирургической помощи и травматологии Леонид Рошаль. - Отработать систему финансирования, решить кадровые вопросы, разработать стандарты лечения, дающие возможность врачу обоснованно изменять их в определенных случаях".

Впрочем, даже если консервативный взгляд на организацию российской медицины и может быть признан спорным, ясно одно: если государство решило "тихой сапой" перевести медицину на "самофинансирование", то в будущем нас ждет тот стандарт здравоохранения, который устами одного из зощенковских персонажей обрисован исчерпывающе: "Скорая помощь - Мариинская больница - Смоленское кладбище".

Александр Редько, депутат Законодательного Собрания СПб

- Мне известно, что замена надбавок к зарплате материальной помощью воспринимается медицинским персоналом в целом отрицательно. При этом связь петербургских преобразований и масштабной реформы здравоохранения весьма условна: мы во многом пытаемся забежать вперед, не дожидаясь соответствующих федеральных законодательных актов. И хотя цель всех изменений благая - оптимизация и рационализация расходов на медицину, создание более гибкой и эффективно управляемой системы, - для ее достижения в сфере здравоохранения пока не хватает управленцев-профессионалов, понимающих все тонкости. Любые нововведения должны быть очень серьезно взвешены, иначе они могут негативно отразиться на качестве медицинских услуг, как, например, новая система оплаты труда сотрудников медицинских учреждений по "статистическим талонам", которая вряд ли принесет положительный результат, ожидаемый властью.

Для действительного прогресса в сфере здравоохранения в Петербурге, прежде всего, необходимо принятие ряда законодательных актов, которые, к слову, давно разработаны в городе, но все еще не утверждены...

Анатолий Домошенко, главный врач больницы им Св. Великомученика Георгия

- Слышал, что оценка постановления правительства о "материальной помощи" противоречива, многие отзываются об этом негативно. Но я гарантировал своим сотрудникам, что в нашей больнице ухудшение их материального положения ни при каких обстоятельствах недопустимо. Люди не должны получать меньше после того, как о них "позаботилась" власть.

С правовой точки зрения, врачам часто приходится нарушать закон. Ведь, по закону, я не имею права, скажем, потратить ни копейки из выделяемых больнице финансовых средств на ремонт оборудования, починку прорвавшей трубы, оплату транспорта, мер противопожарной охраны и т.д. Конечно, тратить средства все равно приходится, становясь, таким образом, административным правонарушителем.

Давайте говорить откровенно: невозможно полностью перевести медицину на самоокупаемость, в любой развитой стране она дотационна.

Екатерина Семыкина

"Нам легче помереть" 15 тысяч стариков могут оставить без медицинской помощи?  »
Юридические статьи »
Читайте также