Лекарство, выписанное губернатором, фармацевтике пока не помогло

Второго марта нынешнего года правительством Петербурга принято постановление "О реорганизации аптечных государственных унитарных предприятий". Его принятию предшествовало создание межведомственной рабочей группы, разработавшей концепцию реформирования государственной аптечной сети города. Прошло уже три месяца, однако никаких движений в сторону воплощения концепции и реализации постановления городского правительства не происходит.

Между тем государственная аптечная сеть города уже давно нездорова, и без хирургических мер, похоже, в ее лечении не обойтись. При этом чем хуже чиновники комитета по здравоохранению управляют городской фармацевтикой, тем дороже она обходится городу, а значит, и петербуржцам. Дороже - в прямом смысле, горожанам приходится больше платить за лекарства.

Несколько очевидных примеров. Как известно, для обеспечения лекарствами льготных категорий граждан Петербурга чиновниками комитета по здравоохранению проводятся тендеры на закупку жизненно необходимых средств. Не будем углубляться в тонкости управления тендерными механизмами, хотя в минувшие годы случалось, что в связи "со срочностью организации поставок" лекарства приобретались у единственного источника. Новая администрация города в корне пересмотрела организацию тендеров, однако и при новой системе просматриваются "черные дыры", куда утекает немало бюджетных денег.

Так, в условия тендера на поставку лекарственных средств комитет по здравоохранению даже не пытается включить доставку лекарств непосредственно в аптечные учреждения-распределители. Закупленные на средства города лекарства доставляются на Центральную фармацевтическую базу (ЦФБ), а затем развозятся транспортом этого предприятия. Естественно, на такую услугу городу приходится тратиться дополнительно, сумма накладных расходов за развозку может составлять от 5 до 10 процентов стоимости закупленных лекарств.

Таким образом, льготные для горожан лекарства обходятся городскому бюджету дороже, а поскольку средства на закупку этих лекарств крайне ограничены, то из-за накладных расходов приходится покупать меньше. В такой ситуации ЦФБ, отщипывающая от бюджетных средств свой процент, выступает пятым колесом в фармацевтической телеге города, без которого (в случае включения в условия тендера доставки лекарств до аптечных учреждений, что не выглядит слишком обременительным для поставщика) вполне можно было бы обойтись. Тем не менее комитет по здравоохранению города каждый раз платит обязательную дань Центральной фармацевтической базе.

Вообще сама государственная аптечная сеть города переживает не лучшие времена. Если в 2000 году в Петербурге функционировало 207 государственных аптек, то сегодня их осталось 145, хотя они по-прежнему обслуживают, по данным специалистов, более трети населения города. Дальнейшее разрушение этой сети может привести к резкому обострению социальной ситуации в Петербурге.

Немалые проблемы работе государственных аптек создает странная система лицензирования фармацевтической деятельности, сложившаяся в нашем городе. Сегодня лицензионная подкомиссия Санкт-Петербурга развернула настоящую лицензионную войну с государственными аптеками, добиваясь приостановки действий лицензий ряда аптек, особенно в части их деятельности, связанной с оборотом психотропных препаратов, что особенно болезненно для предприятий, обеспечивающих льготные категории населения.

В последнее время лицензионной подкомиссией были "проверены" более 20 государственных аптек и под разными предлогами подготовлены постановления о приостановке деятельности 12 государственных аптечных предприятий. Все эти аптеки участвуют в обеспечении льготных категорий населения Петербурга лекарствами. Незаконность отзыва лицензий у аптечных предприятий города признал Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области.

Суд признал незаконность действий лицензионной подкомиссии Петербурга. Однако само ее существование и деятельность довольно сложно вписываются (точнее, никак не вписываются) в законные рамки. Согласно постановлению правительства Российской Федерации N 489 от 1 июля 2002 года "О лицензировании фармацевтической деятельности" лицензионным органом в этой сфере определено Министерство здравоохранения РФ. Но Петербург пошел своим путем.

Бывшим министром здравоохранения Юрием Шевченко 16 августа 2002 года был подписан приказ об образовании в Петербурге подкомиссии по лицензированию фармацевтической деятельности, а чуть позже - подкомиссии по лицензированию видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Удивительно, что в состав петербургской лицензионной подкомиссии были включены директора нескольких аптек, а также и.о. директора ЦФБ Любовь Полякова. Сей факт является прямым нарушением статьи 7 Закона о конкуренции, содержащей прямой запрет на совмещение функций органов государственной власти действующими директорами хозяйствующих объектов. Позднее Минздрав исправил свою оплошность, исключив директоров из состава лицензионных подкомиссий. Хотя важнее было бы исправить ошибку полностью, прекратив деятельность непредусмотренных законодательством Российской Федерации лицензионных подкомиссий.

Сегодня петербургская подкомиссия по лицензированию фармацевтической деятельности не является органом исполнительной власти субъекта РФ, при этом она выведена и из организационной структуры комитета по здравоохранению администрации города. Подкомиссия не контролируется ни одним органом исполнительной власти в городе. Неудивительно, что в такой ситуации отказ в выдаче лицензии или ее отзыв становятся способом сведения счетов и вытеснения конкурентов с фармацевтического рынка города.

При отсутствии контроля и при слабом управлении государственными органами какой бы то ни было сферой деятельности, в нынешней российской ситуации обязательно находятся структуры, которые берут эту роль на себя. В Петербурге трудно не заметить довлеющего влияния на фармацевтическую сферу ЗАО "Фармакор", владельцем которого до избрания его в 1999 году в Государственную думу был Александр Афанасьев. Тогда же он являлся и.о. директора ЦФБ, а когда оставил должность, то и.о. директора стала его заместитель Любовь Полякова, занимающая эту должность до сих пор. Руководителем подкомиссии по лицензированию фармацевтической деятельности стала директор фармацевтического колледжа Н.Н. Купцова, в недавнем прошлом начальник отдела кадров ЗАО "Фармакор".

Напомним, что ЗАО "Фармакор" - один из крупнейших игроков на фармацевтическом рынке Петербурга (достаточно отметить, что значительная часть помещений, взятых ЦФБ в аренду у КУГИ города под государственную аптечную сеть, сдается в субаренду ЗАО "Фармакор"), и расстановка этим ЗАО своих кадров по наиболее влиятельным точкам фармацевтической сферы Петербурга создает крайне нездоровую атмосферу на рынке лекарств.

Шагом к оздоровлению ситуации и развитию настоящей конкуренции в фармацевтической отрасли города могла бы стать реализация постановления городского правительства N 303 от 2 марта 2004 года "О реорганизации аптечных государственных унитарных предприятий", однако чиновники комитета по здравоохранению не спешат предпринимать действий для претворения его в жизнь. Сроки сбора необходимых для реорганизации аптечной сети документов срываются, создается впечатление, что постановление саботируется и чиновниками, и директорами ряда аптечных предприятий...

Приходится констатировать: лекарство, предложенное губернатором города Валентиной Матвиенко для лечения фармацевтической отрасли города, из-за саботажа чиновников пока положительного результата не дает, что неблагоприятным образом сказывается на социальной ситуации в городе.

Степан Раков

Область разъяснила аптекам  »
Юридические статьи »
Читайте также